Дело № 2-1052/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с.Илек 29 ноября 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А., при секретаре судебного заседания Ставышенко Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности. В обоснование своих исковых требований истец указал, что прокуратурой Илекского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на избирательных участках, расположенных на территории района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе органами местного самоуправления в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). В соответствии с требованиями п. 11 органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности на соответствующих территориях. Пункт 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливает обязательные требования, согласно которым на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Устройства для массового оповещения людей о пожаре являются составляющей комплекса организационно-технических мер для предотвращения чрезвычайных ситуаций, поскольку являясь частью системы пожарной безопасности, указанные устройства, в том числе средства звуковой сигнализации, служат одним из гарантов обеспечения сохранности жизни, здоровья людей, их имущества. Однако в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства о пожарной безопасности, избирательный участок № в <данные изъяты>, расположенный в здании сельского Дома культуры «<данные изъяты>», который является местом массового скопления людей в период проведения выборов, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией. Таким образом, вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье лиц, находящихся в СДК «Привольный», их имуществу, то есть неопределенного круга лиц, поскольку в случае возникновения пожароопасной ситуации могут привести к значительному затруднению в эвакуации людей, гибели людей и их имущества. Просит признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, выразившееся в необорудовании автоматической пожарной сигнализацией избирательного участка № в <адрес>, расположенного в здании сельского дома культуры «<данные изъяты>» незаконным и обязать администрацию муниципального образования Привольный сельсовет оборудовать избирательный участок № в <адрес>, расположенный в здании сельского Дома культуры «<данные изъяты>» автоматической пожарной сигнализацией для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. уточнила исковые требования, пояснив, что согласно п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В связи с этим просит признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, выразившееся в не оборудовании автоматической пожарной сигнализацией здания сельского Дома культуры «<данные изъяты>», в котором расположен избирательный участок №, незаконным и обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет оборудовать здание сельского Дома культуры «<данные изъяты>», автоматической пожарной сигнализацией для оповещения людей на случай пожара. В исковом заявление ошибочно сделана ссылка на нарушение администрацией муниципального образования Привольный сельсовет п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), обязывающего установление средств звуковой пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В судебном заседании глава МО <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> области З.А.П.. не присутствует, обратился в суд с заявлением, в котором просит рассмотреть иск прокурора в его отсутствие, исковые требования прокурора <адрес> признает. Суд, выслушав помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерову Ю.А., допросив свидетеля и исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Одним из способов защиты гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Илекского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на избирательных участках, расположенных на территории района, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности. По результатам проведенной проверки установлено, что здание сельского Дома культуры «<данные изъяты>», где расположен избирательный участок № в селе <адрес>, являющийся местом массового скопления людей в период проведения выборов, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией. Как указано в п. 8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69 «О пожарной безопасности», статьи 14 Закона Оренбургской области от 23 декабря 2004 года N1673/276-111-03 «О пожарной безопасности в Оренбургской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре. Как указано в ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 года за № 69 «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. В силу ст. 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69 «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии с требованиями ст. 20 указанного закона, нормативными документами по пожарной безопасности являются стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые являются обязательными для исполнения. Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) которые устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Согласно п. 9 указанных Норм, здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией. Как установлено в судебном заседании в Доме культуры, в котором расположен избирательный участок № села <данные изъяты>, автоматическая пожарная сигнализация отсутствует. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отделения ГПН по Илекскому району МЧС России Оренбургской области Ш.А.В. пояснил, что инспекторским составом отделения надзорной деятельности управления пожарного надзора, на территории <адрес> была проведена проверка противопожарного состояния избирательных участков и результаты проверки показали, что в сельском Доме культуры в селе <данные изъяты>, в котором расположен избирательный участок №, отсутствует автоматизированная пожарная сигнализация, что является нарушением требований о пожарной безопасности и в случае возникновения пожара может привести к затруднению при эвакуации людей, а также их гибели. Таким образом, в судебном заседании установлено бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, выразившееся в не оборудовании средствами автоматической пожарной сигнализации для оповещения людей на случай пожара здания сельского Дома культуры «<данные изъяты>», в котором расположен избирательный участок №. Суд соглашается с мнением истца, что указанные нарушения пожарной безопасности, выразившиеся в отсутствии в СДК «<данные изъяты>» автоматической пожарной сигнализации, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в СДК «<данные изъяты>» и пришедших на избирательный участок №, поскольку в случае возникновения пожароопасной ситуации могут привести к значительному затруднению в эвакуации людей, гибели людей и их имущества. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области удовлетворить. Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области, выразившееся в не оборудовании автоматической пожарной сигнализацией здания сельского Дома культуры «<данные изъяты>», в котором расположен избирательный участок № в селе <данные изъяты>, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области оборудовать здание сельского Дома культуры «<данные изъяты>», в котором расположен избирательный участок №, автоматической пожарной сигнализацией для оповещения людей на случай пожара. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В. Мясникова Мотивированное решение изготовлено 29.11.2011 Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В. Мясникова