дело № 2-1040/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Илек 23 ноября 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., истца Чельцовой Н.В., при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Чельцова Н.В. к администрации муниципального образования <адрес> о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Чельцова Н.В. с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав, что Чельцова Н.В. с 2000 года является медицинским работником учреждения здравоохранения, работает в МУЗ «<данные изъяты>», проживает в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ Чельцова Н.В. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно Чельцова Н.В. в счет оплаты за освещение было уплачено <данные изъяты> рублей, за отопление в указанный период было уплачено <данные изъяты> рублей. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено <данные изъяты> рублей. За указанный период Чельцова Н.В. на основании решения Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>» выплачена ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещения в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно части 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, т.е. полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения переданы тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы указанного федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении № 383-О-П от 07.02.2007, правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Таким образом, с января 2005 года указанная категория медицинских работников не могла быть лишена прав на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и условия их предоставления не должны были быть ухудшены и соответственно Чельцова Н.В., являющейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающей и проживающей в <адрес>, относящегося к сельской местности, пользующейся до января 2005 года льготами по полному возмещению расходов на отопление и освещения, с указанного времени должно было производиться возмещение данных расходов в полном объеме. Согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» учреждено муниципальным образованием «<адрес>». Обязанность по сохранению социальной поддержки в том же объеме, в каком Чельцова Н.В. получала до ДД.ММ.ГГГГ, лежит на муниципальном образовании <адрес>. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило заявление от Чельцова Н.В. по вопросу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение и просит взыскать с администрации муниципального образования <адрес> за счет средств местного бюджета в пользу Чельцова Н.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Парапанова И.В. исковые требования прокурора <адрес> в интересах Чельцова Н.В. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании истец Чельцова Н.В., в интересах которой прокурор <адрес> обратился в суд, поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что она работает в МУЗ «<данные изъяты>» с 2000 года медицинской сестрой и до 2005 года коммунальные услуги оплачивались в полном объеме. С 2005 года льгота на коммунальные услуги предоставляется частично в размере <данные изъяты> рублей в месяц. Считает, что ей должны компенсировать расходы по оплате коммунальных услуг в размере 100%. Просит взыскать с ответчика в её пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно расходы по оплате отопления и освещения в размере <данные изъяты>. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО <адрес> К.Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не присутствует, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии, представила в суд отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокурора о возмещении всех понесенных Чельцова Н.В. расходов по оплате за отопление и освещение не согласилась и считает, что истцом необоснованно указано в заявлении, что представляемое лицо пользовалось льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением, поскольку по сведениям <данные изъяты> ЦРБ до ДД.ММ.ГГГГ применялись льготы по оплате в соответствии с нормами, предусмотренными Решением Совета депутатов МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым было предусмотрено, что размер возмещения расходов по оплате за отопление определяется исходя из социальных норм площади жилья 18 кв. метров общей площади жилья на одного человека, состоящих из трех и более человек, 42 кв. м. - на семью из двух человек, 33 кв.м. - на одиноко проживающих граждан. Размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за освещение определяется по стоимости электроэнергии, затрачиваемой на горение лампочки в 100 ватт, а на семью, состоящую из трех и более человек -150 ватт. С 01.01.2005г. согласно п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указанные выше льготы были отменены без равноценной компенсации. Одновременно с отменой льгот указанная статья была дополнена частью, согласно которой: «меры социальной поддержки медицинских фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления». Была установлена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов за наем жилого помещения отопление и освещение в размере 120 рублей в месяц. Согласно положению, утвержденного этим решением, назначение и выплата компенсации осуществляется по месту работы, финансирование производится за счет средств местного бюджета. С 1 апреля 2011 года размер данной компенсации составляет 180 рублей. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с п.2 ст. 153 ФЗ №122 от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ «и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны соблюдаться следующие условия: - вновь установленные размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т.ч. единовременные) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме, представляются соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года; - при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющих отдельным категориям граждан по указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Таким образом, в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004г. в отношении медицинских работников на федеральном уровне изменилось правовое регулирование и по существу установленный объем и порядок предоставления льгот. В силу приведенных норм, довод истцов о том, что ежемесячная денежная выплата в указанном размере снижает уровень социальной защиты и нарушает их право на возмещение затрат на оплату коммунальных услуг в полном объеме несостоятельный, т.к. выплата не является заменой действовавших до 01.01.2005г. льгот, а является мерой поддержки, и не носит компенсационного характера. Данный вывод соответствует позиции Верховного суда РФ изложенной в определениях от 28.12.2005г. № 51-Г05-36; от 23.08.2006г. №47Г06-284; от 18.04.2007г. №9-Г07-3, от 23.09.2009г. № 47-Г09-45, выводам Уйского районного суда Челябинской области по иску Малухиной Г.В., решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия где констатируется, что единая денежная выплата устанавливается не взамен и не с целью отмены натуральных льгот, а для оказания определенной меры социальной поддержки медицинских работников, в связи с тем, что натуральные льготы с 1 января 2005г. были отменены. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Финансовые средства из областного бюджета не поступали. При проведении расчетов истцом необоснованно была включена в сумму задолженности сумма платежей, произведенных лицом, чьи интересы представляет истец, в период окончания отопительного сезона: 2008г. отопительный сезон начался 26.09.2008г. 2009г. отопительный сезон закончился 29.04.2009г. 2009г. отопительный сезон начался 05.10.2009г. 2010г. отопительный сезон закончился 20.04.2010г. 2010г. отопительный сезон начался 04.10.2010г. 2011г. отопительный сезон закончился 20.04.2011г. С учетом вышеизложенного, администрация <адрес> просит в иске отказать. В судебном заседании представитель третьего лица МУЗ «<данные изъяты>» К.С.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился в суд с заявлением о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствии представителя МУЗ «<данные изъяты>». Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Как установлено в судебном заседании, Чельцова Н.В. действительно с 2000 года и по настоящее время работает в МУЗ «<данные изъяты>» в должности медицинской сестры, что подтверждается копией трудовой книжки. Согласно справки администрации МО Яманский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, Чельцова Н.В. зарегистрирована и проживает в <адрес>, пе<адрес>, 10 с 1979 года и имеет следующий состав семьи: <данные изъяты> Из представленных документов и требований истцов следует, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что затраты Чельцова Н.В. на освещение и отопление составили <данные изъяты>. Суд соглашается с доводами прокурора, что в соответствии ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются – органами местного самоуправления (ч.4,6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года №5-П, Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года №383-О-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 ст.153 ФЗ от 22 августа 2004 года №122 –ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано, в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о необходимости при определении расходов, подлежащих взысканию за отопление и освещение в пользу Чельцова Н.В., применить Закон Оренбургской области от 25.11.2003 года и № 720/92-Ш-ОЗ и решение Совета депутатов муниципального образования Илекский район от 26.12.2003 года № 266, поскольку с января 2005 года указанные Закон Оренбургской области и муниципальный нормативный правовой акт утратили силу в связи с принятием соответственно Закона Оренбургской области от 12.01.2005 N 1772/301-Ш-ОЗ и решения Совета депутатов муниципального образования Илекский район от 27.12.2004 № 330. Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что выплатой денежной компенсации в размере <данные изъяты> рублей нарушаются права Чельцова Н.В., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванному определению Конституционного Суда, выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае речь идет не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту – получателю льгот. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в сумме <данные изъяты> В соответствии с п.19 части 1 ст.333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, от уплаты государственной госпошлины администрация МО Илекский район Оренбургской области освобождается. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области, в интересах Чельцова Н.В. – удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Чельцова Н.В. расходы по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 23.11.2011 Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова