Решение от 11.01.2011 по делу №2-11/2011 о выселении без предоставления иного жилого помещения и о снятии с регистрационного учета. Решение вступило в законную силу 25.01.2011.



Дело № 2-11/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Имеем Российской Федерации

с. Илек 11 января 2011 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Манцерова В.Н.,

с участием прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В.,

истца Агаповой К.А.,

ответчика Агапова Г.Е.,

представителя ответчика Агапова Г.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Ставышенко Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агаповой К.А. к Агапову Г.Е. о выселении без предоставления иного жилого помещения и о снятии с регистрационного учета,

у с т а н о в и л:

Агапова К.А. обратилась в суд с иском к Агапову Г.Е. о выселении и снятии с регистрационного учета, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ею приняты в дар от А.В.Г. жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес> с сохранением за Агаповым Г.Е. права пользования жилым помещением в соответствии со ст. 292 ГК РФ.

Вследствие сильного давления со стороны Агапова Г.Е., имея 2-х несовершеннолетних детей, с его сыном она брак расторгла. В связи с тем, что ответчик продолжает нагнетать в доме напряженную обстановку, вызывает различные комиссии и претендует на ее собственность, просит выселить его из принадлежащего ей дома.

В судебном заседании истец Агапова К.А. исковые требования дополнила требованием о снятии Агапова Г.Е. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что после смерти жены ответчика в 2007 году она и ее муж А.В.Г. забрали ответчика к себе, поскольку, тот нуждался в постороннем уходе. Несмотря на то, что дом был им А.В.Г. подарен, он стал вести себя, как собственник, перетащил в свою комнату всю мебель, посуду, провоцировал скандалы между нею и А.В.Г., оговаривал ее, настраивал мужа против нее и однажды вообще выгнал ее из дома. Муж ему поверил и сразу за нею не вступился. Когда разобрался, стал вместе с нею проживать на частной квартире. Потом они вернулись в дом и, чтобы в дальнейшем не произошло ничего подобного, А.В.Г. передал ей дом в дар. В настоящее время брак между нею и А.В.Г. расторгнут, она с детьми и ответчик проживают в доме, а бывший муж - по <адрес> в <адрес>. Ее требования о добровольном выселении из дома ответчик игнорирует, утверждая, что дом принадлежит ему.

В судебном заседании ответчик Агапов Г.Е. иск не признал, пояснив, что указанный дом подарил своему сыну А.В.Г. с условием, что сам будет проживать в нем до своей смерти. В связи с тем, что это условие истцом и сыном А.В.Г. не выполняется, полагает, что договор дарения должен быть признан недействительным, а дом и земельный участок должны принадлежать ему. По этой причине из дома добровольно в срок, указанный Агаповой К.А., выселиться отказался.

В судебном заседании представитель ответчика действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Агапов Г.Г. иск не признал, пояснив, что дом по <адрес> принадлежал в долях по 1/3 каждому из родителей, то есть Агапову Г.Е. и А.Е.Н. и по 1/6 детям умершего А.С.Г. – А.Д.С. и А.О.С.

В 2003 году свои доли в доме родители подарили А.В.Г., сохранив за собой право пользования домом в качестве членов семьи, но проживали в принадлежащем им доме по <адрес> смерти матери А.В.Г. забрал отца к себе, дом на <адрес> продал и вырученными деньгами рассчитался с А.Д.С. и А.О.С., выкупив у них их доли в доме по <адрес>. По прошествии времени Агапов Г.Е. стал им мешать и, чтобы не выселять его лично, А.В.Г. сначала подарил дом жене Агаповой К.А., затем фиктивно расторгнул с нею брак, после чего Агапова К.А. и предъявила иск о выселении Агапова Г.Е. Понимает, что с юридической точки зрения иск обоснован, но по своему содержанию эти действия являются мошенническими и аморальными, поскольку, в результате этих действий отец, ранее имеющий в собственности как личное жилье, так и долю в жилом помещении, лишился всего и может оказаться на улице. Лично он отца забирать к себе не намерен, поскольку, в этом случае А.В.Г. удастся все то, чего он добивался.

Выслушав стороны, изучив документы дела, выслушав заключение прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В., полагавшего иск удовлетворить, суд находит исковые требования Агаповой К.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим причинам:

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Согласно ст. 288 ч.1 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его предназначением.

Согласно ст.30 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилим помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.

В соответствии со ст. 572 ч.1 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 ст. 170 ГК РФ.

В соответствии со ст. 601 ч.1 ГК РФ, по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин, передает принадлежащий ему жилой дом…. в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).

Согласно ст. 602 ч.1 ГК РФ, обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании, одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним.

В соответствии со ст. 292 ч.2 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

Согласно ст.31 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи., в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Согласно ч.1 ст.35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, А.Д.С. и А.О.С. продали каждый по 1/6 доли в праве собственности, а А.В.Г. приобрел 2/6 доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии <данные изъяты> и серии <адрес>, копия которых имеются в материалах дела, право собственности А.В.Г. на 2/3 доли в праве собственности на указанный жилой дом зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности на 2/6 доли – ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации, соответственно, № и №.

Вступившим в законную силу решением Илекского районного суда Оренбургской области от 2 декабря 2010 года, копия которого имеется в материалах дела, Агапову Г.Е. в иске к А.В.Г. и Агаповой К.А. о признании недействительным договора дарения 1/3 доли в праве собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес> отказано.

На основании договора дарения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, заключенного между А.В.Г. (дарителем) и Агаповой К.А. (одаряемой), даритель подарил, а одаряемая получила в дар жилой дом и земельный участок по <адрес> в <адрес>.

Согласно Договору, на момент его заключения в доме зарегистрированы А.В.Г., Агапова К.А., А.К.В. и Агапов Г.Е.. Агапова К.А. согласна с тем, что Агапов Г.Е. сохраняет право пользования жилым помещением в соответствии со ст. 292 ГК РФ.

Правовая природа предусмотренной договором сделки недвусмысленна и проста: А.В.Г. безвозмездно передал Агаповой К.А.. в собственность принадлежащий ему жилой доме, а та этот дом в свою собственность приняла.

Право Агапова Г.Е. пользоваться этим домом на основании ст. 292 ГК РФ оговорено в договоре необоснованно. В связи с тем, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, а Агапов Г.Е. является членом семьи А.В.Г., но в соответствии со ст. 31 ч.1 Жилищного Кодекса РФ не входит в число членов семьи Агаповой К.А. и не был вселен ею в дом в качестве такового, это право Агаповым Г.Е. автоматически утрачено с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента заключения договора.

Данная оговорка на суть договора не влияет, поскольку, каких –либо встречных обязанностей Агаповой К.А., помимо принятия дома в дар, договором не предусмотрено и предусмотрено быть не может, в противном случае, этот договор являлся бы не договором дарения, а одним из видов договора пожизненного содержания с иждивением.

Таким образом, согласие Агаповой К.А. на проживание в ее доме Агапова Г.Е. не предоставляет ему охраняемого законом права пользования этим жильем, а продолжительность проживания после дачи этого согласия полностью зависит от воли собственника.

Согласно свидетельству о расторжении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ брак между Агаповой К.А. и А.В.Г. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, если на момент заключения договора Агапов Г.Е. являлся членом семьи члена семьи собственника, то с момента расторжения брака А.В.Г. и Агаповой К.А. по отношению к последней он стал еще более посторонним лицом, а потому на основании ст. 35 ч.1 Жилищного Кодекса по ее требованию жилое помещение обязан освободить.

В силу изложенного суд приходит к убеждению об удовлетворении исковых требований о выселении Агапова Г.Е. без предоставления иного жилого помещения, учитывая при этом, что дети Агапова Г.Е. - Агапов Г.Г.. и А.В.Г. имеют в собственности жилые помещения, первый в <адрес>, второй – в <адрес>

Исковые требования о снятии ответчика с регистрационного учета подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 20 ч.1 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями от 2 ноября 2004 года, 18 июля 2006 г.), в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Принимая во внимание, что Агапов Г.Е. подлежит выселению из дома истца, и ни местом его жительства, ни местом его пребывания этот дом более являться не будет, подлежат удовлетворению и исковые требования о снятии Агапова Г.Е. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Агапова Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, выселить из жилого дома, расположенного по <адрес> в <адрес>, без предоставления иного жилого помещения.

Отделению УФМС России по Оренбургской области в Илекском районе снять Агапова Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме. Мотивировочная часть решения изготовлена 14 января 2011 года.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области В.Н. Манцеров.