РЕШЕНИЕ дело№2-111/2011
Именем Российской Федерации
село Илек 04 февраля 2011 года
Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., с участием истца Моргуновой Н.П., секретаря судебного заседания Дугиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моргуновой Н.П. к администрации муниципального образования <данные изъяты> Илекского района Оренбургской области о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Моргунова Н.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону указав, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> умер ее муж, М.А.Н..
После его смерти наследство, состоящее из квартиры и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
По закону она является наследницей первой очереди. Дети М.Н.А. и Ш.А.А. отказались от принятия наследства в ее пользу. Других наследников первой очереди не имеется.
До истечения шестимесячного срока со дня открытия наследства она обратилась к нотариусу <адрес> за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону на квартиру, но ей было отказано по причине отсутствия надлежащих правоустанавливающих документов на квартиру.
Согласно справки администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира принадлежит умершему супругу на праве личной собственности. Данную квартиру супруг приобрел в колхозе <данные изъяты> по договору купли-продажи в 1993 году. Данный договор купли-продажи был составлен в единственном экземпляре и хранился в архиве колхоза <данные изъяты> Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ архивные документы колхоза <данные изъяты> были уничтожены пожаром ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, заключенный между колхозом <данные изъяты> и М.А.Н., предоставить она не может. По договору купли-продажи расчет за данную квартиру был произведен в полном объеме, что подтверждается справкой колхоза <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и претензий колхоз <данные изъяты> не имеет и в оформлении права собственности не возражает.
В указанной квартире они с супругом проживали с 1983 года по день его смерти, что подтверждается отметкой о регистрации по месту жительства и справкой администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №. После приобретения данной квартиры в собственность владели и пользовались ею как своей собственной: осуществляли ремонт, платили налоги, то есть данная квартира принадлежала им на праве собственности, так как условия договора были выполнены, покупная сумма была выплачена полностью.
Факт владения и пользования данной квартирой могут подтвердить свидетели: М.В.Н. и С.Е.А., проживающие в <адрес>, которых она прошу вызвать в суд.
В судебном заседании истец Моргунова Н.П. поддержала заявленные требования по выше изложенным основаниям и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика- администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет не присутствует, направил в суд заявление в котором просит рассмотреть иск в его отсутствии, против удовлетворения требований истца не возражает.
Выслушав истца, огласив заявление представителя ответчика, выслушав свидетелей и изучив документы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.218 ч. 1 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно исследованного в судебном заседании технического паспорта, выданного ГУП <адрес> «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» по адресу: <адрес>, имеется объект индивидуального жилищного строительства трехкомнатная квартира, расположенная на 1 этаже одноэтажного, двухквартирного, кирпичного жилого дома, литер АА1А2, общей площадью 55,4 кв.м., в том числе жилой 36,4 кв.м., субъектом права является М.А.Н..
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <данные изъяты> на основании записей в похозяйственных книгах: № стр.38 за1986-1990 г.г., №стр.30 за 1991-1996 г.г., №стр. ДД.ММ.ГГГГ-2001 г.г., № стр.17 за 2002-2007г.г., № стр.3 за 2008-2012 г.г., М.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживала его жена Моргунова Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Исследованным в судебном заседании свидетельством о браке № подтверждается, что М.А.Н. состоял в зарегистрированном браке с истцом по делу Моргуновой Н.П..
В соответствии со ст.237 ГК РСФСР (действовавшего на момент заключения договора купли-продажи), по договору купли-продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.
Согласно ст.239 ГК РСФСР, договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся.
Согласно ст.218 ч.2 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Из искового заявления и объяснений в судебном заседании истца, следует, что спорная квартира была приобретена ее мужем в 1993 году в колхозе <данные изъяты> по остаточной стоимости, о чем был составлен договор купли-продажи, который она не может предъявить в связи с утратой. В архиве колхоза <данные изъяты> договор также не сохранился, так как часть архивных документов была уничтожена произошедшим в 1999 году пожаром.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний истца о том, что между колхозом <данные изъяты> и М.А.Н. в 1993 году была совершена сделка купли продажи жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, поскольку ее показания согласуются с приведенными ниже доказательствами.
Так, факт совершения сделки купли –продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> между М.А.Н. и колхозом <данные изъяты> подтверждается заверенными председателем колхоза <данные изъяты> Д.С.И. справками:
№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой архивные документы колхоза <данные изъяты> были уничтожены в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Моргунова Н.П. полностью рассчиталась за приобретенную по договору купли-продажи квартиру по адресу: <адрес>.
Из показаний свидетелей С.Е.А. и М.В.Н., допрошенных в судебном заседании следует, что семья М.А.Н. с 1983 года проживает в <адрес> в <адрес>. Раньше этот дом принадлежал колхозу <данные изъяты> а когда в 1992 году колхоз стал продавать свой жилой фонд, то М.А.Н. купил квартиру, которую он и его семья занимали. М.А.Н. в указанной квартире проживал по день смерти, в настоящее время в данной квартире живет его жена Моргунова Н.П..
Изложенное свидетельствует о том, что М.А.Н. по договору купли продажи в 1993 году приобрел в собственность квартиру по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого имеется в материалах дела, М.А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на день смерти, то есть на ДД.ММ.ГГГГ М.А.Н. имел в собственности вышеуказанную квартиру.
В соответствии со ст. 218 ч.2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1142 п.1 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст.1158 п.1 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства.
Из исследованного в судебном заседании наследственного дела № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Моргунова Н.П., истец по делу обратилась в установленный законом срок в нотариальную контору <адрес> с заявлением о принятии наследства, на основании которого ей выдали свидетельство о праве на наследство на имущество: денежный вклад, трактор и земельную долю, -оставшееся после смерти мужа М.А.Н., тем самым приняла наследство. Дети умершего М.А.Н.- М.Н.А. и М.А.А. ( фамилия после брака Ш.А.А. отказались от наследства в пользу Моргуновой Н.П..
В соответствии с ч.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части имущества означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Тот факт, что Моргунова Н.П. приняла наследство после смерти М.А.Н., получив свидетельство о праве на наследство на земельную долю, денежный вклад, трактор, свидетельствует о том, что она приняла все имущество, принадлежащее на день смерти М.А.Н., в тот числе и на квартиру.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Моргуновой Н.П. о признании право собственности на принадлежащую наследодателю М.А.Н. вышеуказанную квартиру законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Моргуновой Н.П. - удовлетворить.
Признать за Моргуновой Н.П. право собственности в порядке наследования по закону на трехкомнатную квартиру, литер АА1А2, общей площадью 55,4 кв.м., в том числе жилой 36,4 кв.м расположенную на 1 этаже одноэтажного, двухквартирного, кирпичного жилого дома, по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Н.В.Мясникова
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2011.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Н.В.Мясникова