Дело № 2-154/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Илек
Илекского района 16 февраля 2011 года
Илекский районный суд Оренбургской области в составе:
Председательствующего судьи Илекского районного суда Оренбургской области Мруговой Л.К.
с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В.,
ответчика, представителя администрации <адрес> Хохловой В.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. в интересах Кузнецова А.П. к Министерству строительства жилищно – коммунального и дорожного хозяйства <адрес> и к администрации муниципального образования <адрес> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Илекского района Оренбургской области В.В. Гущин, обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с иском в интересах сироты Кузнецова А.П. к Министерству строительства жилищно – коммунального и дорожного хозяйства <адрес> и к администрации муниципального образования <данные изъяты> об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В своем заявлении он указал, что в прокуратуру Илекского района обратился Кузнецов А.П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения по вопросу не обеспечения ее по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.24 Устава муниципального образования <данные изъяты> администрация <адрес> наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Оренбургской области.
Таким образом, органом исполнительной власти в <адрес> обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации, является администрация <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Согласно свидетельству о смерти мать Кузнецова А.П. – Кузнецова О.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец Кузнецова А.П. - Кузнецов П.М. решением Илекского районного суда ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Таким образом, Кузнецов А.П. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Согласно информации администрации <адрес>, объяснений Кузнецова А.П. и ведущего специалиста органа опеки и попечительства Щ.М.В., Кузнецов А.П., является сиротой, не имеющим закрепленного жилого помещения, до настоящего времени он не обеспечен администрацией <адрес> по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу статьи 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Кузнецов А.П., имеющий статус сироты, находится в тяжелом материальном положении: не работает, в связи, с чем материальная возможность оплатить гарантированную Конституцией РФ юридическую помощь и реализовать свое право на судебную защиту у него отсутствует.
Просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить Кузнецову А.П. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Парапанова И.В., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Кузнецов А.П. при рассмотрении дела не участвовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Хохлова В.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала в полном объеме.
Судом, разъяснены положения статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, последствия признания иска.
После разъяснения представителю ответчика последствий признания иска, его позиция в части признания иска не изменилась.
Представитель Министерства строительства жилищно – коммунального хозяйства, участия в судебном заседании не принимает. В представленном заявлении ответчик просит суд, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Возражает против удовлетворения требований прокурора, считает себя ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Правительство Оренбургской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела участия в судебном заседании не принимает.
Суд, изучив исковое заявление, выслушав стороны, исследовав документы дела, находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно исследованной в судебном заседании записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ родителями Кузнецова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись Кузнецов П.М. и Кузнецова О.Г.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В судебном заседании было исследовано свидетельство о смерти I №, согласно которого Кузнецова О.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ
Исследованным в судебном заседании решением Илекского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что отец Кузнецова А.П. – Кузнецов П.М. лишен родительских прав.
Таким образом, Кузнецов А.П. остался без попечения родителей до достижения им восемнадцатилетнего возраста и имеет статус сироты.
Согласно справки администрации МО <данные изъяты> Кузнецов А.П. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
Суд, проверил, нуждаемость Кузнецова А.П. в улучшении жилищных условий.
Согласно постановлению №-п от ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов А.П. поставлен на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Как следует из исследованной судом информации администрации <адрес>, объяснения Кузнецова А.П. и ведущего специалиста органа опеки и попечительства Щ.М.В., Кузнецов А.П. является сиротой, не имеющим закрепленного жилого помещения, до настоящего времени он не обеспечен администрацией <адрес> по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Согласно статье 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно статьей 1 Закона Оренбургской области от 09.11.2005 года N2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области - Правительством Оренбургской области (далее - Правительство области).
Законом Оренбургской области от 29 декабря 2008 года № 1853/389 – 1V-ОЗ закреплено, что полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления.
Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления, полномочий, законом Оренбургской области об областном бюджете, предусмотрено финансирование муниципальных образований.
Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Правительство Оренбургской области.
Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года № 1731/357-4-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 24 Устава муниципального образования <данные изъяты> администрация <адрес> наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Оренбургской области.
Таким образом, органом исполнительной власти в <адрес> обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации, является администрация <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд находит, что администрация муниципального образования <данные изъяты>, обязана предоставить жилое помещение за счет средств субъекта Федерации, следовательно, исковые требования прокурора Илекского района обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования <данные изъяты> предоставить Кузнецову А.П. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Мругова Л.К.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2011 г.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Мругова Л.К.