дело № 2-618/2012 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации село Илек Илекского района, Оренбургской области 12 июля 2012 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., при секретаре судебного заседания Дугиновой М.В., с участием помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А., Т.В.В., в интересах которого заявлен иск, представителя ответчика администрации .. Цуповой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Т.В.В. к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, У С Т А Н О В И Л: прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с иском в интересах Т.В.В. к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в котором указал, что в прокуратуру Илекского района обратился Т.В.В., .. года рождения по вопросу не обеспечения его по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Т.В.В. является сиротой, в 2007 году решением Илекского районного суда Оренбургской области от ее мать Т.Е.Р. и отец Т.В.А. лишены родительских прав. Согласно информации администрации Илекского района Оренбургской области Т.В.В. являющийся сиротой и не имеющий закрепленного жилого помещения, до настоящего времени не обеспечен администрацией Илекского района по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании изложенного прокурор Илекского района просит суд обязать администрацию Илекского района предоставить Т.В.В. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области. В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Манцерова Ю.А., поддержала требования прокурора Илекского района по выше изложенным основаниям. В судебном заседании Т.В.В., в интересах которого был заявлен иск, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, и показал, что его родители в 1997 году были лишены родительских прав в отношении него, он воспитывался у дедушки, который являлся его опекуном. В 2005 году он закончил обучение в ... Его родители не имели собственного жилья и за ним жилая площадь не закреплялась. Он проживает на съемной квартире. В 2010 году он обратился в жилищную комиссию Сладковского сельсовета, где специалист сельсовета подсказала ему, как и какое необходимо составить заявление на получение жилья и какие документы представить. Он был уверен, что его поставили в льготную очередь на получение жилья, так как в селе все знают, что его родители были лишены родительских прав, и его воспитывал дедушка. Однако как впоследствии выяснилось, что он был поставлен в очередь, как нуждающийся в жилье не как сирота- в льготную очередь, а в общую, специалист его заявление о предоставлении жилья не отправил в администрацию Илекского района. Только в мае 2012 года ему разъяснили, что его должны были поставить на учет на получение жилья вне очереди как ребенка-сироту, но не поставили и обратится с таким заявлением, что он и сделал. Он не считает, что пропустил срок для обращения с заявлением на постановку на учет как ребенок сирота, нуждающийся в жилье, так как он обратился своевременно с таким заявлением и не виноват, что органы местного самоуправления его поставили на учет не в ту очередь. Настаивает на удовлетворении требований прокурора. В судебном заседании представитель администрации Илекского района Цупова Ю.С., действующая на основании доверенности от .., исковые требования не признала и пояснила, что на момент постановки Т.В.В. на учет по предоставлению жилого помещения вне очереди- .., то есть не до того как ему исполнилось 23 года, а после, поэтому он не имеет право на получение жилья вне очереди как ребенок сирота. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Правительство Оренбургской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела участия в судебном заседании не принимает, обратилось в суд с ходатайством о рассмотрении данного иска в их отсутствие, возражают против удовлетворения требований прокурора. В судебном заседании третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела участия в судебном заседании не принимает, обратилось в суд с ходатайством о рассмотрении данного иска в их отсутствие, возражают против требования прокурора. Суд, выслушав стороны, исследовав документы дела, находит исковые требования прокурора района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном .. кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном .. кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Основания и порядок по обеспечению жилой площадью детей-сирот регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Оренбургской области от 26.11.2007 №1731/357-1V-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», законом Оренбургской области от 29.12.2007 №1853/389-1V-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 №1731/357-1V-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» муниципальные районы наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, включая принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в том числе и в связи с лишением их родительских прав. В судебном заседании установлено, что Т.В.В. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей: решением Илекского районного суда Оренбургской области от 18.12.1997 его родители лишены родительских прав в отношении него. По данным ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости", сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Т.В.В. собственного жилья не имеет. Доводы представителя ответчика Цуповой Ю.С. о том, что администрация района не обязана обеспечить вне очереди жильем Т.В.В., так как он поставлен на учет по достижении ему 23 летнего возраста, суд считает несостоятельными, поскольку из имеющегося в материалах дела решения администрации Сладковского сельсовета Илекского района Оренбургской области .. от .. следует, что Т.В.В. своевременно, до достижении ему возраста 23 лет обратился с заявлением в администрацию Сладковского сельсовета и своевременно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Тот факт, что администрацией Сладковского сельсовета Илекского района он был поставлен на учет на предоставление жилья в общую очередь, а не в льготную, как лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не может быть поставлено в вину Т.В.В. Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что Т.В.В., до достижении ему возраста 23 лет обратился с заявлением в администрацию Сладковского сельсовета и своевременно был поставлен на учет на получении жилья. Данное обстоятельство подтверждается письмом главы администрации Илекского района Оренбургской области Карпенко В.В. от .. в котором он сообщает Т.В.В., что поскольку он не имеет закрепленного жилого помещения и жилищной комиссией Сладковского сельсовета он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий .., то есть до достижения ему 23 лет, поэтому он, Т.В.В., будет поставлен на регистрационный учет как лицо из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении и сможет воспользоваться правом получения жилья вне очереди. Из исследованного судом постановления администрации Илекского района Оренбургской области от .. ..-п, Т.В.В. в соответствии со ст.8 ФЗ от .. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.2 ст.57 ЖК РФ поставлен на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения не ниже установленных социальных норм вне очереди. Из исследованного в судебном заседании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет как нуждающихся в жилом помещении, усматривается, что в данном списке по.. значится Т.В.В. Предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Согласно статьи .. от 09.11.2005 года N2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» в Оренбургской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области - Правительством Оренбургской области (далее - Правительство области). Законом Оренбургской области от 29 декабря 2008 года № 1853/389 – 1V – ОЗ закреплено, что полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления полномочий, законом Оренбургской области об областном бюджете, предусмотрено финансирование муниципальных образований. Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Правительство Оренбургской области. Статьей 2 Закона Оренбургской области от 26.11.2007 года № 1731/357-4-ОЗ «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются полномочиями по принятию исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством. В соответствии со статьей 24 Устава муниципального образования Илекский район, администрация Илекского района наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами Оренбургской области. Таким образом, органом исполнительной власти в Илекском районе, обязанным обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств субъекта федерации, является администрация Илекского района. В судебном заседании достоверно установлено, что Т.В.В., как ребенок-сирота, переставший находиться на государственном обеспечении, не имеет закрепленного жилого помещения и имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечен им, и это позволяет сделать суду вывод о том, что требования прокурора о возложении на администрацию Илекского района Оренбургской области обязанности по предоставлению Т.В.В. благоустроенного жилого помещения, являются правомерными. При таких обстоятельствах, суд считает, что администрация муниципального образования Илекский район, обязана предоставить Т.В.В. жилое помещение за счет средств субъекта Федерации, следовательно, исковые требования прокурора Илекского района обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 57 ч. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона № 159 – ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области– удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Илекский район Оренбургской области предоставить Т.В.В. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, выделенных на эти цели. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 12.07.2012. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова