дело № 12-3/2011
РЕШЕНИЕ
село Илек 27 апреля 2011 года
Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мясникова Н.В., с участием помощника Оренбургского транспортного прокурора Полубояровой Ю.А., старшего государственного инспектора правового отдела Оренбургской таможни Низамеева К.Р. (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Оренбургской таможни Одинцова А.Ю.( действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), при секретаре судебного заседания Дугиновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Оренбургского транспортного прокурора Банникова И.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.5 КоАП РФ в отношении Хужамкулова Р.Э.,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский транспортный прокурор И.Н.Банников И.Н. направил в суд протест на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.5 КоАП РФ в отношении Хужамкулова Р.Э., в котором указывает, что постановлением главного государственного таможенного инспектора ОТД Илекского таможенного поста К.А.А. без составления протокола по делу об административном правонарушении № гражданин <адрес> Хужамкулов Р.Э. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 рублей за административное правонарушение, предусмотренное ст.16.5 Ко АП РФ-нарушение режима зоны таможенного контроля.
Данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
18.07.2006 Оренбургской таможней был издан приказ № 510 «О создании постоянных зон таможенного контроля». Согласно приказа №510 от 18.07.2006 создаются постоянные зоны таможенного контроля на автомобильном пункте пропуска «Илек» и определяются пределы и места пересечения лицами, товарами и транспортными средствами границ зон таможенного контроля, согласно плана размещения постоянных зон таможенного контроля.
В ходе изучения данного приказа в рамках надзора за исполнением законов Оренбургской таможней, Оренбургской транспортной прокуратурой выявлено, что приказ № 510 от 18.07.2006 противоречит требованиям таможенного законодательства РФ.
Таможенный кодекс РФ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда таможенными органами могут создаваться зоны таможенного контроля. Кодексом определены цели, для которых создаются зоны таможенного контроля, а также места, в которых такие зоны могут создаваться.
В соответствии со ст.69 Таможенного кодекса РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ допускается в пунктах пропуска через государственную границу РФ, установленных в соответствии с законодательством РФ, а также в иных местах в соответствии с законодательством РФ о государственной границе РФ.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств-членов таможенного союза (ч.3 ст.97 ТК ТС).
Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля и пунктах пропуска через государственную границу РФ, которые создаются в порядке определенном Правительством РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 25.01.2008г. № 26 « О порядке создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ» установлено, что решение о создании постоянных зон таможенного контроля оформляется правовым актом ФТС России в соответствии с порядком, утвержденным ФТС России по согласованию с Федеральной службой Безопасности РФ, Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по обустройству государственной границы.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ - постановления Правительства РФ у обязательны к исполнению.
Однако, в нарушение установленного порядка создания постоянных зон таможенного контроля на автомобильном пункте пропуска «Илек» Оренбургской таможней издан приказ №510 от 18.07.2006 « О создании постоянных зон таможенного контроля на автомобильном пункте пропуска «Илек».
При издании данного приказа, не учитывались требования предъявляемые постановлением Правительства РФ от 25.01.2008г. № 26 к порядку создания зон таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ. А именно несогласованно решение о создании постоянных зон таможенного контроля с Федеральной службой Безопасности РФ, Министерством транспорта РФ Федеральным агентством по обустройству государственной границы. Приказ издан начальником Оренбургской таможни с превышением установленных полномочий, что противоречит положениям ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции».
Оренбургской транспортной прокуратурой 31.01.2011 года направлено в суд исковое заявление о признании незаконным и отмене этого приказа.
Приказом Оренбургской таможни от 04.04.2011 №185, согласованным с ФТС России, приказ Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510 отменен. Производство по гражданскому делу судом было прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора.
В связи с изложенным, границы зоны таможенного контроля были установлены Оренбургской таможней с нарушениями законодательства РФ, значит в действиях Хужамкулова Р.Э. отсутствуют признаки административного правонарушения предусмотренного ст. 16.5 КоАП РФ.
В связи с изложенным Оренбургский транспортный прокурор просит отменить постановление государственного таможенного инспектора ОТО и ТК Илекского таможенного поста К.А.А. без составления протокола по делу об административном правонарушении № о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 рублей гражданина <адрес> Хужамкулова Р.Э. по ст. 16.5 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник Оренбургского транспортного прокурора Полубоярова Ю.А. уточнила заявленные требования и просила протест удовлетворить, постановление государственного таможенного инспектора ОТО и ТК Илекского таможенного поста Б.А.С. отменить, и прекратить производство по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с малозначительностью административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Оренбургской таможни, старший государственный инспектор правового отдела Оренбургской таможни Н.К.Р., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения протеста Оренбургского транспортного прокурора обосновывая свои возражения тем, что Оренбургский транспортный прокурор в своем протесте на постановление об административном правонарушении в отношении Хужамкулова Р.Э., указывает на отсутствие в действиях последнего признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.16.5 КоАП РФ, считая, что приказ Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510 «О создании постоянных зон таможенного контроля» является незаконным. Данный вывод он считает необоснованным, поскольку в соответствии с п.1 ст.362 Таможенного кодекса России (норма, действовавшая на момент издания приказа о создании зоны таможенного контроля), зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через зоны таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их контролем.
Статьей 97 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и )или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств- членов Таможенного Союза.
Пунктом 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации « установлено, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их переделах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Указанная в протесте зона таможенного контроля была создана с целью соблюдения таможенного законодательства.
Приказ Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510, о создании данной зоны таможенного контроля, на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении, был действующим и отменен не был.
Также, данный приказ не признан судом незаконным в порядке главы 24 ГПК РФ.
То обстоятельство, что Оренбургской транспортной прокуратурой 31.01.2011 было направлено в суд исковое заявление о признании незаконным и отмене этого приказа не влияет на законность и правомерность принятых решений на основании этого приказа, так как согласно части 7 ст.251 ГПК РФ, подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, согласно определения Дзержинского районного суда г.Оренбурга по указанному делу, производство по гражданскому делу судом прекращено в связи с отказом Оренбургской транспортной прокуратуры от заявленных требований.
Приказ Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510 «О создании постоянных зон таможенного контроля был отменен приказом Оренбургской таможни от 04.04.2011 №185, согласованным с ФТС России, в целях приведения нормативной базы в соответствие с Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29.12.2010).
Представитель Оренбургской таможни Низамеев К.Р. считает несостоятельными доводы прокуратуры о якобы отсутствии в действиях физического лица признаков административного правонарушения, поскольку за нарушение режима зоны таможенного контроля законодателем установлена административная ответственность, в действиях Хужамкулова Р.Э. присутствуют все признаки административного правонарушения: общественная опасность, виновность и наказуемость.
В связи с этим, представитель Оренбургской таможни Низамеев К.Р. просит в удовлетворении требований протеста Оренбургской транспортной прокуратуры, отказать.
Проверив материалы дела, выслушав мнение помощника Оренбургского транспортного прокурора и представителя Оренбургской таможни Низамеева К.Р., прихожу к следующему.
В соответствии с п.1 ст.362 Таможенного кодекса России, зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Пунктом 4 данной статьи установлено, что осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц через зоны таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их контролем.
Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Таможенного Союза, зоны таможенного контроля создаются для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, совершения грузовых и иных операций. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяются законодательством государств- членов Таможенного Союза.
Пунктом 4 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их переделах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно приказа Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510 «О создании постоянных зон таможенного контроля» на автомобильном пункте пропуска «Илек» созданы постоянные зоны таможенного контроля, определены пределы и места пересечения лицами, товарами и транспортными средствами зон таможенного контроля, которые обозначены знаками в соответствии с приказом ГТК России от 23.12.2003 № 1520 «Об утверждении положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля».
Приказ Оренбургской таможни от 18.07.2006 №510 «О создании постоянных зон таможенного контроля был отменен приказом Оренбургской таможни от 04.04.2011 №185, согласованным с ФТС России, в целях приведения нормативной базы в соответствие с Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29.12.2010).
Определением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 06.04.2011 производство по делу по иску Оренбургского транспортного прокурора к Оренбургской таможне о признании приказа незаконным прекращено в связи с отказом представителя истца от иска.
Как следует из постановления о назначении административного наказания в виде штрафа без составления протокола №, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 40 минут в МАПП «Илек» прибывший в качестве пассажира Хужамкулов Р.Э., перемещаясь по территории МАПП «Илек», в нарушение требований, установленных ч.4 ст.163 Федерального закона от 27.11.2010 « 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», без разрешения должностного лица таможенного органа, пересек границу зоны таможенного контроля для оформления грузовых транспортных средств при въезде в РФ, обозначенную специальными табличками и перемещался в ее пределах, за что Хужамкулов Р.Э. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 300 рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что приказ Оренбургской таможни № 510 от 18.07.2006, о создании данной зоны таможенного контроля, на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении, был действующим и отменен не был, а следовательно постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.5 КоАП РФ в отношении Хужамкулова Р.Э. от ДД.ММ.ГГГГ вынесено главным государственным таможенным инспектором ОТД Илекского таможенного поста К.А.А. в соответствии с законом.
Вина Хужамкулова Р.Э. в совершении деяния с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст.16.5 КоАП РФ, установлена.
Вместе с тем, учитывая конкретные обстоятельства содеянного Хужамкуловым Р.Э., характер совершенного им правонарушения, отсутствие тяжких последствий, его действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, что в совокупности позволяет констатировать, что это деяние не достигло необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности и указывает о наличии в данном случае оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В этой связи постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6,30.7 Ко АП РФ,
РЕШИЛ:
протест Оренбургского транспортного прокурора Банникова И.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.5 КоАП РФ в отношении Хужамкулова Р.Э. удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.5 КоАП РФ в отношении Хужамкулова Р.Э., № вынесенное ДД.ММ.ГГГГлавным государственным таможенным инспектором ОТД Илекского таможенного поста К.А.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 10 дней со дня провозглашения.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Н.В.Мясникова