Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Иланский районный суд Красноярского края в г. Иланском В составе: председательствующего Гребневой И. К., С участием помощника прокурора Кокориной Г.Н., при секретаре Коровиной О.В., Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района в интересах ФИО5 и ФИО6 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Иланского района обратился в суд с иском к администрации Иланского района о предоставлении ФИО5 и ФИО6, являющимся детьми-сиротами, жилого помещения по договору социального найма, за счет средств краевого бюджета, мотивировав свои требования тем, что мать вышеуказанных сирот ФИО1 решением Иланского районного суда ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной по психическому заболеванию и в настоящее время находится на лечении в специализированном учреждении. ФИО2 с рождением детей надлежащим образом воспитанием и содержанием не занимался, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации города Иланского № 256 в отношении ФИО1 ФИО14 и ФИО15 была учреждена опека. Опекуном назначена ФИО3. Решением Иланского районного суда ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 был лишен родительских прав. В связи с отсутствием жилья, ФИО1 были постановлены на очередь для приобретения льготного жилья, как дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей и нуждающиеся в жилье в жилищную комиссию администрации Иланского района. ДД.ММ.ГГГГ на основании письма Управления образования администрации Иланского района, подготовленного органом опеки и попечительства, ФИО1 были сняты с учета в связи с тем, что ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ получил в наследство по завещанию, жилой дом по адресу: <адрес>. Вместе с тем, жилья на праве собственности у ФИО1 не имеется, право пользованием жилым помещением по адресу: г. Иланский. <адрес> у сестер ФИО1 также отсутствует, поскольку данным жилым помещением они никогда не пользовались, т.к. на момент получения наследства отцом, проживали с опекуном по другому адресу. Таким образом, снятие с льготной очереди произведено незаконно. Кроме того, в настоящее время совместное проживание с отцом в данном жилом помещении невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения составляет 29,20 кв.м., жилая 18,00 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы четыре человека, фактически проживают пять человек. В судебном заседании помощник прокурора Иланского района Кокорина Г.Н. исковые требования поддержала в полном объеме и просит обязать администрацию Иланского района предоставить жилое помещение ФИО1 по договору социального найма, не менее 18 квадратных метра, на каждого. Представитель ответчика- главный специалист по юридическим вопросам администрации Иланского района – Давыдова А.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями в полном объеме в судебном заседании, согласилась. Признала, что по вине администрации органа опеки и попечительства, ФИО1 были сняты с очереди на жилье незаконно. Предоставление жилья ФИО1 заложат в бюджете Иланского района на 2012 год. Заинтересованное лицо- Министерство образования и науки Красноярского края, его представитель на основании доверенности: Буянкина Ю.А. прислала суду возражение на исковое заявление и считает, что на момент подачи искового заявления в суд ФИО1 достигли 23-х летнего возраста, поэтому не могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.Просит рассмотреть дело в их отсутствие. Истцы ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали, пояснив суду, что жить им абсолютно негде, проживают в съемном жилье. Бабушка, когда они были еще маленькими, поставила их в очередь на получение жилья, как детей -сирот. Однако, они случайно узнали, что из очереди их исключили. В январе 2010 года, когда они стали разбираться в администрации, почему их исключили, то им ничего не объяснили, письменного уведомления не прислали. Выслушав стороны, исследовав материалы дела гражданского дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, по следующим основаниям: В силу ст. 8 федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и родителей» № 159-ФЗ от 21.12. 1996 г., дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими ( или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу абзаца 3 ст. 8 указанного ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Пункт 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 г. №-12-961 ( в ред. от 9.06.2005 №-14-3524) «О защите прав ребенка» устанавливает аналогичные права детей-сирот. Порядок учета детей-сирот, порядок приобретения и предоставления им жилых помещений устанавливается Губернатором Красноярского края. Указом Губернатора Красноярского края от 4.04. 2005 г. №-25 утвержден порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, не имеющим жилого помещения. В редакции от 5.03.2010 г. п.2 Указа гласит: « органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном ФЗ от 21.07. 2005г. №-94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам по договорам социального найма». Ст. 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24.12.2009 г. ( в ред. от 11.11.2010 г. №11-5201) « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в возрасте до 23х лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2.11.2000 г. №12-961 « О защите прав ребенка». В силу п.2 ст.1 указанного Закона государственные полномочия передаваемые в соответствии с п.1 ст. 1, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4.04.2005. №25-уч; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений социального найма детям-сиротам. Перечень муниципальных образований, исполнительных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края №9-4525 от 24.12.2009 г. Муниципальное образование Иланский район входит в указанный перечень под №23. На основании ст. 2 указанного Закона уполномоченные органы исполнительной власти при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальным районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Судом достоверно установлено, что ФИО5 и ФИО6 являются детьми-сиротами. Мать - ФИО1 решением Иланского районного суда ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной по психическому заболеванию и в настоящее время находится на лечении в специализированном учреждении. ФИО2 решением Иланского районного суда ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации города Иланского № 256 в отношении ФИО1 была учреждена, опека. Опекуном назначена ФИО3. На основании решения заседания жилищной комиссии ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ), связи с отсутствием жилья ФИО1 на законном основании были постановлены на очередь для приобретения льготного жилья, как дети-сироты,оставшиеся без попечения родителей и нуждающиеся в жилье. Согласно списка несовершеннолетних, стоящих на льготной очереди на получение жилья, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 Наталья и Ольга поставлены под № и №, соответственно. ДД.ММ.ГГГГ на основании письма Управления образования администрации Иланского района, подготовленного органом опеки и попечительства( л.д. ), комиссией администрации Иланского района ( протокол № от ДД.ММ.ГГГГ л.д. ) ФИО1 были сняты с учета из очереди на получение жилья. Вместе с тем, жилья на праве собственности у ФИО1 не имеется, право пользованием жилым помещением по адресу: г. Иланский. <адрес> у сестер ФИО1 также отсутствует, поскольку данным жилым помещением они никогда не пользовались, указанное жилое помещение за ними не закреплялось, т.к. на момент получения наследства отцом, проживали с опекуном по другому адресу.Таким образом, снятие с льготной очереди произведено незаконно. Кроме того, в настоящее время совместное проживание с отцом в данном жилом помещении невозможно, поскольку общая площадь жилого помещения составляет 29,20 кв.м., жилая 18,00 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы четыре человека, фактически проживают пять человек. Таким образом ФИО1 имеют право на внеочередное получение жилья, как дети- сироты, не имеющие жилья. То обстоятельство, что в настоящее время их возраст старше 23-х лет, юридически значимых последствий не влечет, так как в очередь они были поставлены своевременно, а исключили из очереди незаконно. Кроме того, не были извещены надлежащим образом о снятии с очереди и узнали об этом случайно, за порогом 23-х летнего возраста. Суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению им жилья должна быть возложена на орган местного самоуправления Иланский район по степени благоустройства применительно к условиям гор. Иланского с учётом нормы предоставления по договору социального найма. Решением сессии городского Совета депутатов № 41-211-р от 7.08.2009 года установлена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по договору социального найма в размере 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи. Аналогичная норма предоставления жилого помещения распространяется и на предоставление жилья на территории Иланского района и города Иланского, что в судебном заседании подтвердила представитель ответчика. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : 1) Исковые требования прокурора Иланского района, действующего в интересах детей-сирот ФИО5 и ФИО6 удовлетворить. 2) Возложить обязанность на администрацию муниципального образования Иланский район предоставить: ФИО5 и ФИО6 по договору социального найма, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, степени благоустройства, применительно к условиям гор. Иланского, площадью не менее 18 кв.м на каждого. 3) Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, через Иланский райсуд в течение 10 дней со дня изготовления полного текста решения. С полным текстом решения стороны могут ознакомиться через 5 дней со дня оглашения резолютивной части решения, т.е. 28.11.2011 года Председательствующий: И.К.Гребнева