РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г.Иланский Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ларионова Р.В., при секретаре Коваль Е.Н., с участием истца Манаковой Т.Е., ответчика администрации Иланского района Красноярского края, в лице представителя Давыдовой А.А., действующей на основании доверенности, третьих лиц: ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО7, ФИО8, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО9, ФИО19, ФИО20, ФИО21, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Манаковой Татьяны Евгеньевны о признании незаконными действий Администрации Иланского района Красноярского края, УСТАНОВИЛ: Манакова Т.Е. обратилась с вышеуказанным иском в суд. В обоснование своих доводов указала, что в ДД.ММ.ГГГГ года ею в Администрацию Иланского района было подано заявление о включении в состав участника краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». К заявлению были приложены все необходимые документы. Данное заявление было удовлетворено и ее включили в список граждан-участников вышеназванной программы, при этом в период ДД.ММ.ГГГГ она по списку имела порядковый №. Однако, ДД.ММ.ГГГГ при посещении ответчика ей стало известно, что на 20011 год она в программу не включена, так как не предоставила к текущему году повторную справку из службы государственной регистрации об отсутствии у нее и ребенка в собственности жилья. Ответчик предложил ей представить такую справку к следующему ДД.ММ.ГГГГ, однако к этому времени она достигнет предельного возраста по программе – 35 лет. О необходимости повторного предоставления справки об отсутствии жилья для участия в программе она ответчиком предупреждена не была, и, соответственно, бездействием Администрации Иланского района она лишена права вместе со своим малолетним сыном на продолжение участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». В связи с чем, просит признать незаконными действия ответчика по исключению ее из списка граждан-участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» ( дальнейшем по тексту - программа) на ДД.ММ.ГГГГ, и обязать включить ее в такой список под порядковым номером №, в соответствии с датой постановки на учет по заявлению. В суде Манакова Т.Е. подтвердила изложенные в иске обстоятельства дела и поддержала заявленные требования. Дополнительно пояснила, что на период осени ДД.ММ.ГГГГ подготовкой документов на следующий год по реализации программы занимался сотрудник Администрации Иланского района ФИО10 Она приходила тогда же к нему и уточнялась по своим документам, на что получила ответ, что у нее все нормально и ее участие в программе автоматически перейдет на ДД.ММ.ГГГГ. Никаких официальных письменных уведомлений от ответчика о том, что необходимо в какой-то срок представить дополнительно обновленные документы она не получала. И, соответственно без предупреждения, по факту узнала, что ее молодая семья с ребенком исключена из списка участников программы по Иланскому району. Ответчик Администрация Иланского района в отзыве на иск указал, что истица ДД.ММ.ГГГГ встала на очередь в долгосрочную программу «Обеспечение жильем молодых семей»по Иланскому району и стала участником данной программы. Пакет документов по молодой семье Манаковой Т.Е. был собран и направлен в Красноярский край специалистом Администрации Иланского района ФИО10 Однако, при формировании списков на ДД.ММ.ГГГГ., истицей не было предоставлено обновленных документов, подтверждающих отсутствие у нее права собственности по жилым помещениям. Вследствие этого истица не была включена в список участников программы на ДД.ММ.ГГГГ. Истица может восстановиться в списке на ДД.ММ.ГГГГ под номером №, однако в том же году последней исполняется 35 лет, и по условиям программы Манакова подлежит при достижении этого возраста исключению из участников. Представитель ответчика Давыдова А.А. в судебном заседании исковые требования Манаковой Т.Е. признала в полном объеме. Подтвердила, что в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истица была обоснованно включена в участники программы «Обеспечение жильем молодых семей» по Иланскому району вместе со своим малолетним сыном. Администрация Иланского района действительно не делала Манаковой какого-либо официального уведомления о необходимости обновления к 2011 году по документам программы соответствующей информации (сведений из реестра) о не приобретении Манаковой в собственность жилья, и в этом вина бывшего сотрудника, отвечающего за данную работу – ФИО10 Таким образом, в списках, которые подаются в краевое министерство строительства и архитектуры на ДД.ММ.ГГГГ участников программы по району Манакова включена не была. Когда последняя узнала об этом, то представила соответствующую письменную информацию об отсутствии у нее и ее ребенка на период начала ДД.ММ.ГГГГ в собственности жилья. То есть, формально у последней имелись все основания оставаться в программе. И если бы она была включена участником программы на ДД.ММ.ГГГГ, то ее очередь определялась бы под №, в соответствии с датой постановки на учет - 01.08.2008 года, а также в соответствии с алфавитом - по первой букве фамилии при конкуренции участников, подавших заявления от одной даты. Полагает, что исковые требования Манаковой подлежат удовлетворению. Третье лицо, привлеченное судом в дело Красноярский край, в лице Министерства строительства и архитектуры в судебное заседание не явилось, будучи надлежащим образом уведомленным о слушании дела. Из письменного отзыва на иск, за подписью министра строительства и архитектуры Красноярского края Цапалина В.В., следует, что в соответствии с п.3.1.10 долгосрочной целевой программы «Обеспечения жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ года №, и на основании списка молодых семей участников программы на ДД.ММ.ГГГГ., представленного администрацией Иланского района, министерство приказом от ДД.ММ.ГГГГ года № утвердило сводный список молодых семей – участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ Манакова была включена в данный список. Кроме того, Манакова Т.Е., в соответствии с п.3.1.13 программы, была также включена в сводный список молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат на приобретение или строительство индивидуального жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в связи с недостаточностью лимита средств краевого бюджета такие выплаты Манаковой по программе в ДД.ММ.ГГГГ предоставлены не были. На ДД.ММ.ГГГГ в сводный список участников программы, сформированный администрацией Иланского района и представленный в министерство, семья Манаковой Т.Е. включена не была. Третьи лица _ ФИО5, ФИО6, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО7, ФИО8, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО9, ФИО19, ФИО20, ФИО21, являющиеся гражданами – участниками, вместе с членами их семей, краевой программы «Обеспечения жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ и утвержденные в таком списке по Иланскому району на ДД.ММ.ГГГГ, суду показали, что они не оспаривают обоснованность постановки истицы на учет и включения ее в программу на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что в случае удовлетворения судом исковых требований это, конечно, создаст определенные неудобства – по изменению порядковых номеров в списке и, соответственно большинство участников отодвинутся на один номер назад, каждый. Однако согласны с истицей, что ее вины в сложившейся ситуации нет, и не оспаривают, что в случае восстановления в списке, исходя из даты постановки ранее на учет, Манакова Т.Е. должна быть под номером №. Третьи лица ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, будучи надлежащим образом уведомленные о слушании дела в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки суду не предоставили. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным провести слушания по делу в отсутствие не явившихся третьих лиц. Свидетель ФИО10 суду показал, что в настоящее время он безработный, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся ведущим специалистом администрации Иланского района и отвечал за подготовку документов по программе «Обеспечения жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ для жителей Иланского района. Истицу он знал, как участницу программы. Он действительно не уведомлял ее официально осенью в ДД.ММ.ГГГГ о том, что нужно обновить справку об отсутствии в собственности жилья для продолжения участия в программе. Почему такого уведомления истице не было сделано он, ФИО10, пояснить не может. А, соответственно, по требованиям из краевого министерства, при отсутствии такой письменной информации лицо не подлежало включению в списки на следующий ДД.ММ.ГГГГ. У него нет оснований заявлять, что в причине исключения из участников программы имеется вина Манаковой Т.Е. Выслушав истца, представителя ответчика, третьих лиц, свидетеля, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Манаковой Т.Е. подлежат удовлетворению в полном объеме. Судом установлено, Манакова Т.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с копией учетного дела участника Долгосрочной целевой программы «Обеспечения жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ» по Иланскому району, была включена в участники данной программы с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ Членом семьи Манаковой Т.Е. является ее малолетний сын ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ рождения. В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № Иланского отдела УФРС, право собственности на жилые помещения за истицей и ее сыном не регистрировалось, участия в приватизации она не принимала, и сведений о них в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется. В соответствии с распоряжением главы Администрации Иланского района №-Д от ДД.ММ.ГГГГ Манакова Т.Е. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.51 ЖК РФ, и поставлена на учет по этим основаниям. В списках граждан участников краевой целевой программы Обеспечения жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ. по Иланскому району Манакова Т.Е. вместе со своим сыном значатся под порядковым №. С учетом изменений в списке участников программы относительно ДД.ММ.ГГГГ, из списка на ДД.ММ.ГГГГ составленного ответчиком и представленного последним в краевое министерство, молодая семья истицы исключена. Всего в указанном списке на ДД.ММ.ГГГГ определены двадцать четыре участника вместе с членами своих семей, которые привлечены по настоящему делу в качестве третьих лиц. В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на ДД.ММ.ГГГГ" ( в дальнейшем «Программа») целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно п 3.1.1. «Программы» участником программы может быть молодая семья (далее - молодая семья - участник программы), члены которой являются гражданами Российской Федерации, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на дату принятия органом местного самоуправления решения о признании молодой семьи участником программы;…. или один родитель, имеющий одного и более детей; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий… по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. На основании вышеуказанной нормы правового акта молодая семья Манаковой Т.Е. представила в орган местного самоуправления – ответчику соответствующее заявление на участие в программе. В соответствии с п. 3.1.9.1. «Программы» к заявлению на участие в программе прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов молодой семьи; б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между членами молодой семьи …г) копии документов о наличии или отсутствии у членов молодой семьи в собственности жилых помещений, выданных органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организациями технической инвентаризации…, и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий … Вышеназванные документы одновременно с заявлением на участие в программе были представлены в полном объеме истицей ответчику, что не оспаривается последним. Согласно п.3.1.9.3., п.3.1.9.6. «Программы» орган местного самоуправления в 10-дневный срок со дня поступления проверяет заявление с прилагаемыми документами и принимает решение о признании молодой семьи участником программы и постановке ее на учет для участия в программе либо об отказе в признании молодой семьи участником программы… Решения органа местного самоуправления о признании молодых семей участниками программы и документы… представляются в министерство не позднее 1 сентября текущего года. В соответствии с п.3.1.10 «Программы» министерство на основании представленных органами местного самоуправления документов до 1 октября года, предшествующего планируемому году, формирует в хронологической последовательности, соответствующей дате принятия молодых семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и утверждает сводный список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году….Молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в один и тот же день, включаются в данный список по алфавиту. Как подтверждают суду третье лицо Красноярский край, в лице Министерства строительства и архитектуры в отзыве на иск и ответчик Администрация Иланского района, молодая семья Манаковой Т.Е. была обоснованно включена в список семей – участников программы. В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истицы, которые не оспорены, что она не была ответчиком официально письменно уведомлена, как изначально при постановке ее на учет, как участник программы, так и в последующем о том, что в случае не реализации в отношении нее условий программы в календарном году, на следующий, и в частности 2011 год, необходимо было к какой-либо конкретной дате предоставить сведения об отсутствии в собственности жилья. Согласно уведомлений Иланского отдела Федеральной службы государствененой регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № и № в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества Манаковой Т.Е. и ее сына ФИО32 Согласно условиям п.3.1.10.3 «Программы» решение о снятии молодой семьи с учета (исключении из списка молодых семей - участников программы) принимается органом местного самоуправления в случаях: а) получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилья кем-либо из членов молодой семьи; б) переезда в другую местность на постоянное место жительства;в) выявления недостоверных сведений в представленных документах;г) письменного отказа молодой семьи от участия в программе; д) изменения других условий, в результате чего отпали основания для признания молодой семьи участником программы;е) выявления факта несоответствия условиям программы либо невыполнения условий программы, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником программы и поставлена на учет для участия в программе. Вопреки вышеизложенному положению, ответчик исключил истицу и ее семью из списка участников программы без наличия соответствующих правовых оснований, определенных по исчерпывающему перечню. Само по себе не предоставление истицей ответчику обновленных сведений по отсутствию у ее семьи в собственности жилья не может рассматриваться как изменение других условий, в результате чего отпали основания для признания молодой семьи участником программы. Принимая такое решение об исключении из списка ответчик обязан был обосновать соответствующее правовое основание, чего им не было сделано. Кроме того, в непредоставлении ответчику обновленной письменной информации, подтверждающей отсутствие у семьи в собственности жилья, виновных действий (бездействия) Манаковой Т.Е. не установлено. Исходя из анализа списка граждан-участников программы на ДД.ММ.ГГГГ по Иланскому району, порядковый номер Манаковой Т.Е. при включении ее в список должен соответствовать №, исходя из даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ и алфавитной первой букве фамилии «М». При этом впереди по списку следуют участники программы с членами семей: под № ФИО5 (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ); под № ФИО22 (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ); под № ФИО6 (дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ). Следующий за ними по списку ФИО13, с аналогичной датой постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету по списку под № после Манаковой, в силу алфавитного расположения первой буквы фамилии «С» за буквой «М». В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права…; …признания недействительным акта государственного органа или акта местного самоуправления. Таким образом, судом установлено нарушение гражданских прав истицы Манаковой Т.Е. со стороны ответчика Администрации Иланского района, которые подлежат судебной защите по их восстановлению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Администрации Иланского района Красноярского края по исключению молодой семьи Манаковой Татьяны Евгеньевны из списка граждан участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на №. Обязать Администрацию Иланского района Красноярского края включить Манакову Татьяну Евгеньевну совместно с сыном в список граждан участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на ДД.ММ.ГГГГ» по Иланскому району под порядковым номером № (<данные изъяты>), в соответствии с датой постановки на учет и алфавитному списку по фамилии. Решение может быть обжаловано путем принесения кассационной жалобы в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в течении десяти дней от даты изготовления мотивированного текста решения, которое можно получить ДД.ММ.ГГГГ в канцелярии суда. Председательствующий Р.В.Ларионов