№ 2-71/2012 Бездействия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Иланский

Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Ларионова Р.В.

при секретаре Коваль Е.Н.,

с участием помощника прокурора Иланского района Красноярского края Филимоновой Е.В.,

ответчика Администрации Новогородского сельсовета Красноярского края, в лице Талай П.В., действующего на основании удостоверения главы Новогородского сельского совета Иланского района, действительного до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района (в порядке ст.45 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Иланского района Красноярского края обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края о признании незаконным бездействия в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанностей ликвидировать несанкционированную свалку.

Прокуратурой Иланского района была проведена проверка соблюдения и исполнения законодательства в сфере обеспечения благополучия населения и охраны окружающей среды администрацией Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края.

В соответствии с требованиями п. 18 ч. 1 ст. 14 Федеральным законом от 06.10.2003года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Также в соответствии со ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом согласно п.2 ст.51 того же Закона сброс отходов на почву запрещается. Согласно п.5 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством.

Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат использованию, сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Новогородского сельсовета Иланского района Красноярского края, выявлены нарушения законодательства со стороны администрации Новогородского сельсовета, выразившиеся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в 2,5 км. в северном направлении от с. Новогородка, на участке размерами 25 метров на 25 метров, кроме того свалка отходов протянулась на расстоянии около 100 метров от указанного участка, площадь всей свалки составляет около 1000 кв. метров. Данная свалка является несанкционированной.

Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями поселения признаются земли, используемые и предназначенные для застройки развития сельских поселений. Установлено, что указанная свалка находится на территории муниципального образования Новогородского сельсовета Иланского района Красноярского края.

Администрацией Новогородского сельсовета Иланского района Красноярского края не принято должных мер для исполнения названных выше требований федеральных законов от 06.10.2003г. №131-Ф3, от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, от 30.03.1999г. №52-ФЗ, Земельного кодекса РФ. Кроме того, согласно ст.8 Устава Новогородского сельсовета Иланского района Красноярского края к одному из вопросов местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов.

В нарушение п.2.2 Санитарных правил и гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СП 2.1.7.1038-01, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 г. №16, выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

Кроме того, указанный земельный участок в соответствии с требованиям закона к полигонам отходов потребления не оборудован. Складирование твердых бытовых отходов осуществляется без изоляции уплотнительным слоем, а простым грунтированием в кучи, мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов не принимается, что может привести к их самовозгоранию, особенно в осеннее-летний период.

В судебном заседании помощник прокурора Филимонова Е.В. настаивает на удовлетворении её требований в полном объеме в отношении признании незаконным бездействия Администрации Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

Представитель администрации Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края, Талай П.В. согласен с исковыми требованиями частично и пояснил, что Администрация сельсовета понимает значимость соблюдения и исполнения законодательства в сфере обеспечения благополучия населения и охраны окружающей среды. На данный момент Администрацией сельского совета принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в 2,5 км. в северном направлении от <адрес>, на участке размерами 25 метров на 25 метров, и протянувшейся на расстояние около 100 метров от указанного участка, площадь всей свалки составляет около 1000 кв. метров. В частности Администраций сельского совета приняты меры по подготовке документов, и заключению договоров о ликвидации несанкционированной свалки. Однако, Администрация не располагает в бюджете необходимой суммой денежных средств для ликвидации данной несанкционированной свалки.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия. На благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право в первую очередь обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.

Бездействие администрации муниципального образования Новогородский сельсовет Иланского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в 2,5 км. в северном направлении от <адрес>, на участке размерами 25 метров на 25 метров, протянувшейся на расстоянии около 100 метров от указанного участка, всего площадью около 1000 кв. метров - существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Новогородского сельсовета, на благоприятную окружающую среду. Процесс разложения отходов (гнилые доски, пластиковые бутылки и тара, бытовой мусор, отходы) привлекает грызунов, по свалке ходят бродячие животные, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

Доводы прокурора подтверждаются: фото-таблицей несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в 2,5 км., в северном направлении от <адрес>, протяженностью 100 метров, площадью 1000 кв. м.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация Новогородского сельского совета Иланского района Красноярского края незаконно бездействовала в сфере соблюдения и исполнения законодательства в сфере обеспечения благополучия населения и охраны окружающей среды.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Новогородский сельсовет Иланского района Красноярского края, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной в 2,5 км. в северном направлении от <адрес>, на участке размерами 25 метров на 25 метров, протянувшейся на расстоянии около 100 метров от указанного участка, площадь всей свалки составляет около 1000 кв. метров.

Обязать Администрацию Новогородского сельсовета Иланского района Красноярского края организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на указанном участке в срок 3 месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с момента оглашения решения.

Председательствующий: Р.В. Ларионов