Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Иланский районный суд Красноярского края в г.Иланском в составе: председательствующего Гребневой И.К. с участием помощника прокурора Иланского района Филимоновой Е.В., представителя КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» ФИО1, при секретаре Коровиной О.В., Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района о признании незаконными действия КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» по проведению рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района, о признании незаконным бездействия КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанности на КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» постановки на учет скотомогильников, расположенных на территории Иланского района, Красноярского края, УСТАНОВИЛ: Прокурор Иланского района обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действия КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» по проведению рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района и о признании незаконным бездействия КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, мотивировав свои требования тем, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о захоронении биологических отходов, проведенной прокуратурой Иланского района, совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, установлено, что на территории Иланского района Красноярского края, в состав которого входит 11 муниципальных образований (9 сельсоветов, город Иланский, муниципальное образование Иланский район) размещено 22 скотомогильника. Все скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 г. 13-7-2/469 (далее -Правила). В нарушение требований, установленных указанными Правилами, обследованные объекты находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не оборудованы и не обустроены надлежащим образом. Места захоронений животных являются потенциально опасными объектами, создают угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека и животных причинения вреда окружающей среде. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка. Однако, в ходе проведенной проверки установлено, что на 14 из 22 скотомогильников КГКУ "Иланским отделом ветеринарии" ветеринарно-санитарные карточки не предоставлены, т.е. получается, что на учете у ветеринарно-санитарного инспектора района состоит 8 скотомогильников из 22, расположенных на территории Иланского района, что является нарушением п. 7.3 Правил. Предоставленные ветеринарно-санитарные карточки заполнены частично, а именно: скотомогильникам не присвоены индивидуальные номера; не указаны сведения о характеристике окружающей территории; данные проверок, проводимых специалистами КГКУ "Иланского отдела ветеринарии" заполнены частично, кроме того, эти данные указывают на нерегулярность и неэффективность проводимых проверок (не указаны сроки исполнения указаний и их исполнители, контроль выполнения работ, результаты исполнения указаний).В ходе проведения проверки на скотомогильники, которые являются недействующими, КГКУ "Иланским отделом ветеринарии" предоставлены акты о проведении рекультивации скотомогильников (все от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым территории скотомогильников огорожены, насыпаны курганы над поверхностью земли высотой 0,5 метра. Однако, при проверке установлено, что рекультивация сведена только к составлению акта и снятию с учета имеющегося скотомогильника, фактически никаких мероприятий не проведено, захоронения трупов животных производятся до настоящего времени. Формальность проведенных мероприятий подтверждают и главы сельсоветов, подписавшие указанные акты. Выявленные в ходе проверки нарушения, а также бездействие специалистов КГКУ "Иланский отдел ветеринарии" приведут к утрате имеющихся мест захоронения и могут явиться причиной возникновения и распространения инфекционных болезней, возникновению эпидемий, эпизоотии, в том числе общих для человека и животных, что может повлечь нарушение права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Иланского района Филимонова Е.В. представила суду ходатайство об уточнении исковых требований в части признания незаконными актов о проведении рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района. В остальной части требования искового заявления поддержаны в полном объеме. Представитель ответчика – представитель КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и суду пояснила, что акты о рекультивации скотомогильников составили главы сельских советов с участием ветеринарных врачей, состоящих в трудовых отношениях с КГКУ «Иланский отдел ветеринарии», хотя их никто не уполномачивал на это и в их должностные обязанности это не входит, у них нет на это ни техники, ни средств. Так же пояснила, что был телефонный звонок заместителя руководителя краевой службы о том, что надо провести рекультивацию. В действительности рекультивацию не проводили, а в сельских советах, не выходя из кабинетов, написали акты. Ямы с биоотходами существуют, их на территории 22. В КГКУ о них знают и дважды в год их осматривают, контролируют, так как они опасны в плане эпизоотической обстановки для людей, но никто данные ямы не ставит на баланс, чтобы не нести ответственности. Поэтому, после проверки этих ям, некому вручать предписания и требования устранить недостатки и привести скотомогильники с требованиями Правил. Специалист КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» ФИО2 в судебном заседании показала, что ветеринарно- санитарные правила ямы с биоотходами не относят к скотомогильникам.Часть из них – просто земляные ямы, а часть - это траншеи, то есть бывшие силосные ямы, куда захоранивают скот. Они контролируют данные траншеи, но когда выписывают предписания, их некому вручать.Все эти скотомогильники бесхозяйные, на балансе ни у кого не стоят, ответственности за них никто не несет. В КГКУ они так же не могут стоять на учете, так как это вне компетенции КГКУ, хотя в действительности, эти ямы с биоотходами существуют и представляют реальную опасность, так как вспышки тяжелых заболеваний не исключены. Выслушав истца, ответчика, специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования, о признании незаконными актов о проведении рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района, о признании незаконным бездействие КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанности на КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» обязанность постановки на учет скотомогильников, расположенных на территории Иланского района, Красноярского края, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: На территории Иланского района Красноярского края, в состав которого входит 11 муниципальных образований (9 сельсоветов, город Иланский, муниципальное образование Иланский район) размещено 22 скотомогильника: - 1 скотомогильник на территории <адрес> на расстоянии 200м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес> в лесной зоне, - на расстоянии 200 м. от <адрес>, -на расстоянии 1 км. от <адрес>; - 2 скотомогильника на территории на расстоянии 1 км. от <адрес>; - 2 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес>, - на расстоянии 50м. от автодороги <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес>, -на территории бывшей животноводческой фермы на расстоянии 500м. от <адрес>, - на расстоянии 800м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 1 км. от <адрес>, - на территории бывшей животноводческой фермы, на расстоянии 200м. от <адрес>, - на расстоянии 800м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - в зоне бывшего свинокомплекса, на расстоянии 800м. от <адрес> и около 700м. от животноводческого помещения, принадлежащего СХПК "Им. 7 съезда Советов", - на расстоянии 150м. с южной стороны от молочнотоварной фермы <адрес>, - на расстоянии 100м. с северо-восточной стороны от молочно-товарной фермы <адрес>; - 4 скотомогильника на территории <адрес>: - на территории бывшей животноводческой фермы на расстоянии 2 км. от <адрес>, - на расстоянии 1,5 км от <адрес>, - на расстоянии 2 км. от <адрес>, - на расстоянии 1,5 км. от <адрес>; - 1 скотомогильник на территории <адрес>: - на расстоянии 800м. от <адрес> и около 300м. от животноводческого помещения, принадлежащего <данные изъяты>"; - 1 скотомогильник на территории <адрес> в <адрес>; - 1 скотомогильник на территории <адрес>, расположенный на расстоянии 800м. от города в восточном направлении. В суде достоверно установлено, что в ходе проверки соблюдения федерального законодательства о захоронении биологических отходов, проведенной прокуратурой Иланского района совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю, установлено, что все скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 г. 13-7-2/469. В нарушение требований, установленных указанными Правилами, обследованные объекты находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не оборудованы и не обустроены надлежащим образом. Места захоронений животных являются потенциально опасными объектами, создают угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека и животных причинения вреда окружающей среде. В соответствии с п.п. 7.2, 7.3 Правил, специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка. Однако, на 14 из 22 скотомогильников КГКУ "Иланским отделом ветеринарии" ветеринарно-санитарные карточки не предоставлены, т.е. на учете у ветеринарно-санитарного инспектора района состоит 8 скотомогильников из 22, расположенных на территории Иланского района, что является нарушением п. 7.3 Правил. Предоставленные ветеринарно-санитарные карточки заполнены частично, а именно: скотомогильникам не присвоены индивидуальные номера; не указаны сведения о характеристике окружающей территории; данные проверок, проводимых специалистами КГКУ "Иланского отдела ветеринарии" заполнены частично, кроме того, эти данные указывают на нерегулярность и неэффективность проводимых проверок (не указаны сроки исполнения указаний и их исполнители, контроль выполнения работ, результаты исполнения указаний). Согласно представленным КГКУ "Иланским отделом ветеринарии" актам на скотомогильники, которые являются недействующими, (все от ДД.ММ.ГГГГ), скотомогильники огорожены, насыпаны курганы над поверхностью земли высотой 0,5 метра. Однако, при проверке установлено, что рекультивация сведена только к составлению акта и снятию с учета имеющегося скотомогильника, фактически никаких мероприятий не проведено, захоронения трупов животных производятся до настоящего времени. Формальность проведенных мероприятий подтверждают и главы сельсоветов, подписавшие указанные акты. В судебном заседании акты исследованы, установлено, что они подписаны, в том числе, заведующими ветеренарными участками: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, подписи которых заверены соответствующей печатью КГКУ «Иланский отдел ветеринарии». Действующими Правилами рекультивация скотомогильников не предусмотрена. В соответствии с п.п. 5.6, 6.7, 6.8 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 г. 13-7-2/469, территория скотомогильника (биотермической ямы) огораживается глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли. В исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения: в биотермическую яму прошло не менее 2 лет; в земляную яму - не менее 25 лет. Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву. В соответствии с требованиями ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», споры в области окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Согласно ст. 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суды рассматривают и разрешают дела, в том числе возникшие из экологических правоотношений. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Суд приходит к мнению о необходимости признания незаконными актов о проведении рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района, о признании незаконным бездействия КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанности на КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» постановки на учет скотомогильников, расположенных на территории Иланского района, Красноярского края. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Иланского района, о признании незаконными актов о проведения рекультивации скотомогильников и биометрических ям на территории Иланского района, о признании незаконным бездействие КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды и возложении обязанности на КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» обязанность постановки на учет скотомогильников, расположенных на территории Иланского района, Красноярского края, удовлетворить. Признать незаконными акты о проведении рекультивации скотомогильников и биотермических ям на территории Иланского района, составленные с участием специалистов КГКУ «Иланский отдел ветеринарии»: - акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации скотомогильников, расположенных в <адрес>; - акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации скотомогильников, расположенных в <адрес>; - акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации скотомогильников, расположенных в <адрес>; - акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации скотомогильников, расположенных в <адрес>; - акт от ДД.ММ.ГГГГ о рекультивации скотомогильников, расположенных в <адрес>. Возложить на КГКУ «Иланский отдел ветеринарии» обязанность постановки на учет в соответствие с п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.1995 года 13-7-2/469, скотомогильников, расположенных на территории Иланского района, Красноярского края, а именно: - 1 скотомогильник на территории <адрес> на расстоянии 200м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес> в лесной зоне, - на расстоянии 200 м. от <адрес>, -на расстоянии 1 км. от <адрес>; - 2 скотомогильника на территории на расстоянии 1 км. от <адрес>; - 2 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес>, - на расстоянии 50м. от автодороги <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 500м. от <адрес>, -на территории бывшей животноводческой фермы на расстоянии 500м. от <адрес>, - на расстоянии 800м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - на расстоянии 1 км. от <адрес>, - на территории бывшей животноводческой фермы, на расстоянии 200м. от <адрес>, - на расстоянии 800м. от <адрес>; - 3 скотомогильника на территории <адрес>: - в зоне бывшего свинокомплекса, на расстоянии 800м. от <адрес> и около 700м. от животноводческого помещения, принадлежащего СХПК "Им. 7 съезда Советов", - на расстоянии 150м. с южной стороны от молочнотоварной фермы <адрес>, - на расстоянии 100м. с северо-восточной стороны от молочно-товарной фермы <адрес>; - 4 скотомогильника на территории <адрес>: - на территории бывшей животноводческой фермы на расстоянии 2 км. от д. Богдановка, - на расстоянии 1,5 км от <адрес>, - на расстоянии 2 км. от <адрес>, - на расстоянии 1,5 км. от <адрес>; - 1 скотомогильник на территории <адрес>: - на расстоянии 800м. от <адрес> и около 300м. от животноводческого помещения, принадлежащего <данные изъяты>"; - 1 скотомогильник на территории <адрес> в <адрес>; - 1 скотомогильник на территории <адрес>, расположенный на расстоянии 800м. от города в восточном направлении. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения, с подачей жалобы через Иланский районный суд. Председательствующий: И.К. Гребнева