РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «15» ноября 2010 г с.Икряное В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как установлено в судебном заседании, Маслова М.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны- Маслова Н.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. По решению Администрации МО « р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет в льготном списке « О ветеранах» под № 9 как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не имеет собственного жилья и проживает в доме дочери. Жилье не соответствует техническим нормам- без удобств. Впоследствии решением жилищной комиссии администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Маслова М.И. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 п.2 ст. 54 ЖК РФ. Не соглашаясь с данным решением, Маслова М.И. обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным и необоснованным. РЕШИЛ: Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Икрянинский районный суд Астраханской области в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2010 г. Судья- Р.Р. ХамидуллаеваИкрянинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи- Хамидуллаевой Р.Р.
при секретаре Гриценко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Масловой <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Маслова М.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны Маслова <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ. С марта 2010 года она состояла на очереди на улучшение жилищных условий в администрации МО «р.п. Красные Баррикады» в льготном списке «О ветеранах» под №9. Решением жилищной комиссии Администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям соответствия санитарным нормам жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>., в котором она проживает. Не согласившись с указанным решением, она обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес>, прокурором района главе администрации вынесено представление об устранении допущенных нарушений закона. Считает указанное решение жилищной комиссии органа местного самоуправления незаконным и противоречащим Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также ст. 49 ч. 3 и ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Считает необоснованной ссылку Администрации МО «р.п. Красные Баррикады» на ст. 56 Жилищного кодекса, поскольку указанная статья предусматривает исчерпывающий перечень случаев снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку ни один из перечисленных случае в ней, к ее ситуации не применим. Также не согласна с доводами администрации МО «р.п. Красные Баррикады», что представленные ею документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как ранее в марте 2010 года все представленные ею в администрацию документы были проверены и она была поставлена на учет на улучшение жилищных условий. Поскольку все представленные ею документы подтверждали и подтверждают её право состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, она является членом семьи умершего участника ВОВ и на неё распространяется действие Федерального закона «О ветеранах», просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, и обязать администрацию МО «р.п. Красные Баррикады» поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании заявитель Маслова М.И. и ее представитель поддержали заявление по изложенным в нем обстоятельствам.
Представитель администрации МО «р.п. Красные Баррикады» Рудаева Л.В. заявленные требования не признала и пояснила, что в январе 2010 года Маслова М.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учетное дело Масловой М.И. было передано в Министерство социального развития и труда Астраханской области, однако комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан приняла решение вернуться к рассмотрению учетного дела при предоставлении акта межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания. Действительно, администрацией Рабочий поселок Красные баррикады не была создана комиссия о признании жилого дома непригодным, а был составлен акт проверки жилищных условий заявителя Масловой М.И., согласно которому Маслова М.И. имеет право состоять на учете на улучшение жилищных условий, так как не имеет собственного жилья и проживает у дочери, степень благоустройства которого не отвечает требованиям, предъявляемым к условиям проживания в Рабочем поселке Красные Баррикады ( отсутствие бани, выгребной бани). В ближайшее время администрацией будет создана комиссия для оценки жилого дома пригодным или не пригодным.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, в своем отзыве на заявление указал, что в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» Минстрой Астраханской области осуществляет организационно - техническое обеспечение деятельности комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Указанная комиссия является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», осуществляет следующие функции: рассматривает представляемый структурными подразделениями с правами юридического лица министерства социального развития и труда Астраханской области на основании сведений, переданных в установленном порядке органами местного самоуправления, сводный список кандидатов из числа отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, определяет правомерность включения кандидатов в сводный список, составляет список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году с последующим представлением на утверждение в министерство социального развития и труда Астраханской области и министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. Таким образом, комиссия производит проверку обоснованности включения кандидатов в представленный сводный список. По результатам работы комиссией составляется список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке существующей очередности в пределах объема ассигнований на текущий год, который утверждается совместным распоряжением Минсоцразвития и Минстроя Астраханской области. Считает доводы заявителя о том, что орган местного самоуправления вправе принимать решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания считает необоснованным, поскольку в соответствии с п. 42 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия проводит оценку жилого помещения и признает пригодным (непригодным) жилое помещение для проживания на сновании заявления собственника жилья. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно - восстановительных работ. Считает решение администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, так как Маслова М.И. не представила документы, подтверждающие её право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, Маслова М.И. пропустила трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, так как Масловой стало известно о решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития и труда Астраханской области в судебное заседание не явился в отзыве на заявление указал, что в соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР и раздела III «Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР утвержденных Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по учету, ведению очередности и инвентаризации учетных дел лежит на органах местного самоуправления, а управление министерства социального развития и труда Астраханской области лишь на основании данных, полученных от органов местного самоуправления направляет список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в министерство социального развития и труда Астраханской области для составления сводного списка. В соответствии со ст. 33 Закона Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ формируются с учетом даты постановки на очередь до ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, представленных органами местного самоуправления структурным подразделениям в министерстве. На основании указанных списков, министерством составляется сводный список и направляется в органы государственной власти РФ, для формирования реестра и определения потребности в средствах Федерального бюджета на предоставление данной меры социальной поддержки. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О прядке предоставления сведений по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» на министерство возложены функции по сбору, обобщению, хранению сведений о лицах, нуждающихся в улучшении жилищных условий и направлении соответствующей информации в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской федерации. Указанным лицам предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23. 2 ФЗ «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Указанная норма законодательства предусматривает в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 13 квадратных метров общей площади на одного человека.
Согласно договору дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между М.И. и Сысуевой Л.Н., Маслова сохраняет право проживания и пользования домовладением по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 42 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» комиссия проводит оценку жилого помещения и признает пригодным (непригодным) жилое помещение для проживания на основании заявления собственника жилья. На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно - восстановительных работ.
Как видно из материалов дела, принимая решение о постановке М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, жилищная комиссия администрация МО « Рабочий поселок Красные Баррикады» руководствовалась актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ, составленным комиссией из числа сотрудников органа местного самоуправления.
Однако, согласно требованиям вышеуказанного законодательства, в комиссию по оценке соответствия жилых помещений установленным в настоящем Положении требованиям, необходимо включать в состав комиссии представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности.
В связи с этим акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят во внимание при решении вопроса о постановке Масловой М.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В данной ситуации необходим акт межведомственной комиссии.
Таким образом, решение жилищной комиссии администрации МО « «Рабочий поселок Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, так как Масловой М.И. не представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме этого, Маслова М.И. с указанным заявлением обратилась в суд по истечении установленного законом срока на обжалование.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.
Как установлено судом, Масловой М.И. стало известно о решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, однако в суд она обратилась с указанным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленном законом срока.
При таких обстоятельствах заявленные требования Масловой М.И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
В удовлетворении заявления Масловой <данные изъяты> об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.