об оспаривании решения органа метсного самоуправления



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                     <адрес>

Икрянинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи- Хамидуллаевой Р.Р.
при секретаре Гриценко А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузьминой Екатерины Ивановны об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина Е.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Рабочий <адрес>» было принято решение о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по следующим основаниям: является вдовой участника Великой Отечественной войны, относится к категории граждан федеральной целевой программы «О ветеранах», не имеет собственного жилья. ДД.ММ.ГГГГ она была извещена Администрацией МО «Рабочий <адрес>» о решении снять ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условиях на основании выписки решения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ч.1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации; протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес>; заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> в р.п. Красные баррикады пригодным для постоянного проживания и соответствующего требованиям, предъявленным к жилым помещениям. Между тем, решение о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении принималось в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а сама социальная льгота (мера социальной поддержки) как члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 названного закона. Указанные лица обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Более того, она не является собственником какого либо жилого недвижимого имущества, а потому собственного жилья не имеет. В силу своего возраста и по состоянию здоровья, она не может проживать одиноко, так как нуждается в уходе. Считает основания для принятия решения о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконны и необоснованны. Просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации МО «р.п. Красные Баррикады»<данные изъяты> года незаконным и необоснованным и обязать администрацию МО «р.п. Красные Баррикады» поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.        
Кузьмина Е.И., надлежаще извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседания не явилась.
Представитель заявителя Тульская С.П. поддержала заявление по изложенным в нем обстоятельствам.
Представитель администрации МО «р.п. Красные Баррикады» Рудаева Л.В. заявленные требования не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учетное дело Кузьминой Е.И. было передано в Министерство социального развития и труда <адрес>, однако комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан вернула учетное дело Кузьминой Е.И. и рекомендовала снять ее с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как Кузьмина Е.И. проживает согласно паспортным данным по адресу: <адрес> баррикады, <адрес> с составом семьи 4 человека, общая площадь данного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. Учетная норма жилого помещения по МО «Рабочий <адрес> баррикады» согласно которой определяется нуждаемость в улучшении жилищных условий-13 кв.м., согласно постановлению главы МО «рабочий <адрес> баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ , норма предоставления жилого помещения -<данные изъяты>.м. на каждого члена семьи. Заявитель является членом семьи собственника и имеет право на пользование <данные изъяты> кв.м. жилой площади, что является более нормы предоставления, принятой на территории данного муниципального образования. Кроме того имеется заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> пригодным для постоянного проживания и соответствующего требованиям, предъявленным к жилым помещениям.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, в своем отзыве на заявление указал, что в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П «О комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» <адрес> осуществляет организационно - техническое обеспечение деятельности комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Указанная комиссия является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», осуществляет следующие функции: рассматривает представляемый структурными подразделениями с правами юридического лица министерства социального развития и труда <адрес> на основании сведений, переданных в установленном порядке органами местного самоуправления, сводный список кандидатов из числа отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году, определяет правомерность включения кандидатов в сводный список, составляет список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в текущем году с последующим представлением на утверждение в министерство социального развития и труда <адрес> и министерство строительства и дорожного хозяйства <адрес>. Таким образом, комиссия производит проверку обоснованности включения кандидатов в представленный сводный список. По результатам работы комиссией составляется список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем в порядке существующей очередности в пределах объема ассигнований на текущий год, который утверждается совместным распоряжением Минсоцразвития и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было рассмотрено учетное дело Кузьминой Е.И. Из представленных документов видно, что Кузьмина проживает по адресу: <адрес>,общей площадью <данные изъяты> кв.м. с составом семьи 4 человека, таким образом, на каждого проживающего приходится <данные изъяты> кв.м., общей площади, что более учетной нормы и нормы предоставления, принятой на территории МО «Рабочий <адрес>». При этом Кузьмина является членом семьи (матерью) собственника жилого помещения. Кузьмина была постановлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в нарушении п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, а именно согласно указанного пункта на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении может быть приняты граждане «не являющиеся членами семьи собственникам жилого помещения». Так же в материалах учетного дела не представлены документы, подтверждающие право Кузьминой состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям указанным в п.п.3-4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ. Считает решение администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. Кроме того, Кузьмина Е.И. пропустила трехмесячный срок обращения в суд с заявлением.
Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития и труда <адрес> в судебное заседание не явился в отзыве на заявление указал, что считают постановку заявителя на учет в качестве нуждающейся а улучшении жилищных условий необоснованным. Хранение учетных дел осуществляется органами местного самоуправления и при наступлении права в соответствии с очередностью представляется на рассмотрение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставления сведений по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» на министерство возложены функции по сбору, обобщению, хранению сведений о лицах, нуждающихся в улучшении жилищных условий и направлении соответствующей информации в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании, Кузьмина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны- Кузьмина П.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. По решению Администрации МО « р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет в льготном списке « О ветеранах» под № 4 как нуждающаяся в улучшении жилищных условий по тем основаниям, что не имеет собственного жилья и проживает в доме сына. Жилье не соответствует техническим нормам - без удобств. Впоследствии решением жилищной комиссии администрации МО «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Кузьмина Е.И. была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ч.1 п.2 ст. 54 ЖК РФ.

Не соглашаясь с данным решением, Кузьмина Е.И. обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным и необоснованным.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на её получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской федерации. Указанным лицам предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23. 2 ФЗ «О ветеранах». Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрел необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Указанная норма законодательства предусматривает в качестве обязательного требования для улучшения жилищных условий нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договору социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченными Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования «р.п. Красные Баррикады» от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 13 квадратных метров общей площади на одного человека.
Как видно из материалов дела, Кузьмина Е.И. проживает по адресу: <адрес>,общей площадью 74,3 кв.м., с составом семьи 4 человека, таким образом на каждого проживающего приходится по 18,58 кв.м. общей площади, что более учетной нормы и нормы предоставления, принятой на территории МО «Рабочий <адрес>».
Кроме того, заявитель является членом семьи (матерью) собственника жилого помещения.
Заявителем Кузьминой Е.М. не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям в п.п.3-4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение жилищной комиссии администрации МО « «Рабочий <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах заявленные требования Кузьминой Е.И. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Кузьминой Екатерины Ивановны об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Икрянинский районный суд <адрес> в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

          Судья-                                             Р.Р. Хамидуллаева