РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 октября 2011 г. с.Икряное Икрянинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р., при секретаре Гриценко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Природоохранный комплекс «ЭКО +» о признании бездействия юридического лиц незаконным, возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о транспортной безопасности, УСТАНОВИЛ: Астраханский транспортный прокурор обратился в суд с иском, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что в ЗАО ПК «ЭКО+» имеют место нарушения международного и национального законодательства России в области противодействия терроризму, защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания. Согласно требованиям части 5 статьи 15 Федерального закона «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении. Указанное положение закона также нашло свое отражение в пункте 16 приложения № к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587. Вопреки указанным требованиям законодательства охрана порта организована силами не государственной организации, не имеющей соответствующей лицензии, что противоречит требованиям Кодекса ОСПС и национального законодательства и является недопустимым на объектах транспорта международного значения. Транспортным прокурором в адрес руководства ЗАО «Астраханский морской порт» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму транспортной безопасности. Однако требования прокурора ответчиком выполнены не были, что указывает на бездействие с его стороны. Просил признать бездействие ответчика незаконным, обязать ЗАО «ПК «ЭКО+» привести охрану портового объекта в соответствии требованиям законодательства. Впоследствии прокурор в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменил исковые требования, в связи с чем просил признать бездействие ответчика незаконным, обязать ЗАО «ПК «ЭКО+» обеспечить исполнение требований законодательства о транспортной безопасности, организовав охрану границ порта силами уполномоченного подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта либо подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или организаций, находящихся в его ведении. В судебном заседании прокурор Костин М.В., уточнил исковые требования и просил обязать ответчика обеспечить исполнение требований законодательства о транспортной безопасности, организовав охрану границ силами уполномоченного подразделения ведомственной охраны органа исполнительной власти в области транспорта либо подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или организаций, находящихся в его ведении. Представитель ЗАО ПК «ЭКО +» Ужакин А.И. исковые требования не признал и пояснил суду, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ от 09.02.2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ. Основные требования к владельцам объектов инфраструктуры морского порта установлены статьей 16 Закона «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Пункт 5 статьи 15 закона устанавливает, что охрану границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность в морском порту, обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении. Приказом Минтранса РФ от 19.12.2006 N 156 утверждено Положение о капитане морского порта. Капитан морского порта является должностным лицом, выполняющим функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и иными федеральными законами, и осуществляет их в пределах предоставленных полномочий (пункт 2 Положения о капитане морского порта). Согласно пункту 13 Положения в обязанности капитана морского порта входит в том числе, и обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту. Обеспечение нормального функционирования морского порта как единой транспортной системы может быть реализовано в том числе, при надлежащей охране его границ. Выполнение этой задачи достижимо путем охраны границ морского порта на основании договоров силами подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующих подразделений федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организаций, находящихся в его ведении. Нормы статьи 15 Закона № 261-ФЗ в свою очередь не содержат указания на обязанность кого-либо из субъектного состава морского порта заключить в обязательном порядке договор на охрану границ морского терминала с подразделением ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующим подразделением федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а также обязанности по охране объектов инфраструктуры морского порта подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и (или) организациями, находящимися в его ведении, а также юридическими лицами, имеющими лицензии на оказание охранных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Осуществление охраны объектов инфраструктуры морского порта субъектом инфраструктуры порта возможно на основании договора об оказании охранных услуг с организацией имеющей лицензию на оказание охранных услуг, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. ЗАО «ЭКО+» для обеспечения надлежащей охраны объектов принадлежащих ему на праве собственности имеется собственное штатное формирование отдел охраны, целью его деятельности является обеспечение надлежащей охраны исключительно только объектов ЗАО «ЭКО+», услуг по охране третьим лицам данное штатное подразделение не оказывает. Исполнение требований ответчиком повлечет за собой изменение гражданских прав и обязанностей заявителя, которое только возможно на основании заключенного договора и данное требование заявителя является понуждением к заключению договора ответчиком на оказание услуг по охране, что может негативно сказаться на финансово- экономическом состоянии заявителя, а также является вмешательством в хозяйственную деятельность заявителя. Кроме того, граница морского порта не входит в границу земельного участка ЗАО «Природоохранный комплекс ЭКО+». Представитель третьего лица ФГУ «Администрация морского порта Астрахань» Галкин В.Н. поддержал исковые требования прокурора и пооянил, что ФГУ «АМП Астрахань» ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо руководителю ЗАО «Природоохранный комплекс» ЭКО+ с просьбой принять меры по обеспечению охраны территории ЗАО «Природоохранный комплекс ЭКО+» в соответствии с действующим законодательством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 16 декабря 2009г. №1977-р установлены границы морского порта Астрахань в соответствии с приложением. Согласно указанному приложению границы морского порта Астрахань установлены как: территория морского порта Астрахань ограничена: прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами- далее перечисляются 28 участков; акватория морского порта Астрахань ограничена береговой линией и прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами. Таким образом, в границы территории вошли 28 обособленных земельных участков, в том числе 1 земельный участок под номером №, принадлежащий на правах собственности ЗАО «Природоохранный комплекс ЭКО+». ЗАО «Природоохранный комплекс ЭКО+» является владельцем объектов инфраструктуры морского порта, субъектом транспортной инфраструктуры- оператором портового средства на которого возлагаются обязанности: осуществлять мероприятия. связанные с обеспечением защиты объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в морском порту, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ, руководители организаций, расположенных на территории морского порта и судовладельцы в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за своевременное и надлежащее материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания и их реализацию. Для ЗАО «ЭКО+» проведена оценка охраны, разработан план охраны. Охрана территории ЗАО осуществляется невооруженными сотрудниками предприятия, не имеющих лицензий на оказание охранных услуг, а также не обладают полномочиями в соответствии с законодательством РФ для выполнения требований кодекса ОСПС по вопросам досмотра и административного задержания физических лиц и транспортных средств. В соответствии со п.16.3 ч.А, п.16.17 и 16.18 части « Международного кодекса по охране судов и портовых средств» досмотру должны подвергаться все физически лица и транспортные средства. Представитель третьего лица ФГУ «Служба морской безопасности» при Минтрансе России в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. Представитель третьего лица - ООО « Плеяда», будучи извещенным судом надлежащим образом о слушании дела, в судебное заседание не явился,причину неявки суду не сообщил. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Статьей 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что правовую основу противодействия терроризму помимо законодательства РФ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 9 февраля 2007г. целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Согласно п.5 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности №16-ФЗ от 9 февраля 2007г. объекты транспортной инфраструктуры- технологический комплекс, включающий в себя, в том числе -морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудования. Статья 9 Кодекса Торгового мореплавания дает определение морского порта, согласно которому под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта. Пункт 1 ст.4 Закона от 8 ноября 2007г. №261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет, что к объектам инфраструктуры морского порта относятся : объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту; В силу пункта 6 статьи 4 закона владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предпринимателя, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законом основании. Из материалов дела усматривается, что ЗАО ПК «ЭКО+» на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный в <адрес>, 1 км южнее р. <адрес>, кадастровый номер: <данные изъяты>. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 декабря 2009г. №1977-р «Об установлении границ морского порта Астрахань» территория земельного участка ЗАО ПК «ЭКО +» входит в состав морского порта Астрахань. Астраханской транспортной прокуратурой совместно со службой капитана порта Астрахань была проведена проверка соблюдения исполнения требований законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения физической защиты предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность организаций транспорта и иных противоправных действий на объектах морского транспорта. По результатам проверки в адрес ЗАО «ЭКО+» прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму. Однако требования прокурора ЗАО «ЭКО+» не выполнило, в связи с чем прокурор обратился в суд о признании бездействия незаконным. Суд, считает требования прокурора обоснованными в силу ст.15 и 16 Федерального закона от 8 ноября 2007г. №261-ФЗ «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которые определяют требования защиты от незаконного вмешательства в морском порту. В силу действующего законодательства, поскольку ЗАО «ЭКО+» является субъектом транспортной инфраструктуры, то на него возлагается обязанность обеспечения охраны границ порта. На основании пункта 16 Постановления Правительства РФ от 11.04.2000 N 324 "Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания" руководители организаций, расположенных на территории морского торгового порта, и судовладельцы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за своевременное и надлежащее материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, и их реализацию. Доводы представителя ответчика о том, что земельный участок, одна из границ которого является границей морского порта не является собственностью ответчика является необоснованными, так как представленным в дело свидетельством ЗАО « Природоохранный комплекс «ЭКО+» подтверждает принадлежность спорного земельного участка ответчику. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Природоохранный комплекс «ЭКО +» о признании бездействия юридического лиц незаконным, возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о транспортной безопасности удовлетворить. Обязать ЗАО «Природоохранный комплекс «ЭКО +» обеспечить исполнение требований законодательства о транспортной безопасности, организовав охрану границ силами уполномоченного подразделения ведомственной охраны органа исполнительной власти в области транспорта либо подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или организаций, находящихся в его ведении. Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2011 года. Судья- Р.Р. Хамидуллаева