Дело № (2010 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Ики-Бурул ДД.ММ.ГГГГ.
Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего – судьи Лиджиева С.В.,
при секретаре Кийко Л.В.,
с участием
прокурора Муджикова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чограйского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.
Проверкой соблюдения требований законодательства о муниципальной службе в деятельности органов местного самоуправления на территории Ики-Бурульского района Республики Калмыкия выявлено, что в Чограйском сельском муниципальном образовании не создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту – Комиссия). В результате бездействия администрации СМО, выразившегося в непринятии мер по созданию указанной Комиссии, нарушаются права граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также требования действующего законодательства о местном самоуправлении, муниципальной службе и противодействии коррупции.
Просит суд признать бездействие администрации Чограйского СМО РК незаконным и обязать ее создать названную Комиссию.
В судебном заседании прокурор Муджиков Д.В. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель органа местного самоуправления, чье бездействие обжалуется, – глава администрации Чограйского СМО ФИО3 в судебном заседании признал заявленные требования и пояснил, что перед рассмотрением дела в суде в их муниципальном образовании создана Комиссия и представил суду подтверждающие документы.
В связи с этим прокурор Муджиков Д.В. изменил требования, просил лишь признать бездействие администрации Чограйского СМО незаконным, поскольку необходимость в возложении обязанности по созданию Комиссии отпала.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления прокурора по следующим основаниям.
Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина, организации оспаривать в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если имеются нарушения их прав и свобод.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 19) установил, что для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликта интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и в государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссии образуются правовым актом государственного органа, составы которой формируются таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые Комиссией решения. Комиссии осуществляют свою деятельность на основании Положения о них, утвержденного Указом Президента РФ № 821 от 1 июля 2010 года.
Основные требования этого Положения применимы и для комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию подобных конфликтов. В соответствии с Положением основной задачей Комиссии является содействие муниципальным органам: в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами; в осуществлении в муниципальном органе мер по предупреждению коррупции.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2 марта 2007 г. содержит понятие конфликта интересов. Так, согласно ст. 14.1 под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда законным интересам перечисленных субъектов. Для урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом муниципальным правовым актом, могут образовываться Комиссии.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют, в том числе и муниципальные правовые акты. Согласно указанному Закону противодействие коррупции в РФ основывается на следующих принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Одним из положительных методов эффективного и целенаправленного разрешения вопросов местного значения является соблюдение законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в том числе создание названной Комиссии.
Отсутствие в органе местного самоуправления Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интересов при определенных обстоятельствах может способствовать возникновению коррупционных проявлений и злоупотреблений служебным положением.
Бездействие администрации Чограйского СМО, выразившееся в несоблюдении требований закона, предписывающих создание Комиссии, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования. Такие основные функции и задачи местного самоуправления как обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения, управлении муниципальной собственностью, обеспечение комплексного развития территории, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах, охрана общественного порядка, напрямую зависят от соблюдения органами муниципального образования действующего законодательства. К примеру, обеспечение нормальной деятельности органов местного самоуправления прямо связано с грамотным и законным использованием средств местного бюджета, чему прямо может препятствовать конфликт интересов либо несоблюдение требований служебного поведения муниципальными служащими. Неисполнение органами местного самоуправления требований законодательства затрагивает и нарушает права и свободы граждан, создает значительные препятствия для осуществления правомочий в правоотношениях в сфере муниципальной службы. Таким образом, суд пришел к выводу, что бездействие органа местного самоуправления имело место, и это бездействие являлось незаконным.
В судебном заседании представитель органа местного самоуправления, бездействие которого обжалуется, представил суду документы о создании Комиссии, об утверждении ее состава и Положения о Комиссии. В этой связи необходимость в возложении на администрацию Чограйского СМО обязанности создавать Комиссию отпала, поэтому прокурор изменил объем заявленных требований.
При установленных судом обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать бездействие администрации Чограйского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, выразившееся в несвоевременном образовании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия в течение 10 (десяти) дней со дня получения копии решения.
Председательствующий (подпись) С.В. Лиджиев
Копия верна. Судья С.В. Лиджиев