Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Ики-Бурул ДД.ММ.ГГГГ
Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Сангаджи-Горяева Б.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Очировой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Манычского сельского муниципального образования о признании права собственности на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании права собственности на недвижимое имущество, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ между её супругом ФИО3 и директором совхоза «Маныч» Ики-Бурульского района был заключен договор купли-продажи животноводческой стоянки. Согласно данному договору её супруг внёс в кассу совхоза 21500 рублей. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. При обращении в Ики-Бурульский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК ей было отказано в регистрации указанного имущества и рекомендовано обратиться в суд. После смерти мужа она более 10 лет владеет данным имуществом и фактически является его собственником. Просит суд признать за ней право собственности на животноводческую стоянку.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 поддержала иск по изложенным мотивам.
Ответчик - представитель органа местного самоуправления Манычского сельского муниципального образования Ики-Бурульского района РК и заинтересованное лицо –представитель Комитета имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского РМО РК просили суд рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения требования истца не возражают.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В силу ч. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 приобрел у совхоза «Маныч» Ики-Бурульского района животноводческую стоянку стоимостью 21500 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются копией квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема-передачи животноводческой стоянки и выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ
Вышеуказанные документы свидетельствуют о приобретении ФИО3 недвижимого имущества по договору купли-продажи. Совхоз не имел за собой государственной регистрации на данное недвижимое имущество ни в порядке оперативного владения, ни на праве собственности вплоть до его реализации. Переход права собственности на строение животноводческого комплекса за ФИО3 также не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 161 ГК РФ сделка купли-продажи совершена совхозом, как государственным предприятием, с ФИО3 в простой письменной форме. Данная сделка фактически совершена, и никем не оспорена с момента её заключения в течение 12 лет.
В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В статье 433 настоящего Кодекса предусмотрено, что договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом. Гражданским кодексом предусматривается обязательной государственной регистрации договора о продаже жилых помещений и купли-продажи предприятия (ст.ст. 558 и 560), и не предусматривает обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи иных, кроме указанных, видов недвижимого имущества.
Приобретенные в порядке купли-продажи строения животноводческой стоянки не относятся к жилому фонду. Следовательно, суд признает сделку с государственным учреждением, заключенной с момента подписания договора.
Согласно техническому паспорту, выданному Ики-Бурульским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Калмыкия и кадастровым паспортам указанное недвижимое имущество: кошара и дом животновода, расположены в 8 км на восток от п. Маныч Манычского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, общая площадь кошары составляет 909,36 кв. м., общая площадь дома животновода – 111, 60 кв. м., год ввода в эксплуатацию – 1970.
Из справок Администрации Манычского сельского муниципального образования и Комитета имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского РМО РК следует, что животноводческий комплекс, состоящий из 2-х кошар и 2-х жилых домов с пристройками, находится в 8-ми км восточнее п. Маныч Манычского СМО, в реестре муниципального имущества не состоит.
Согласно уведомлению Ики-Бурульского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия данное недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не состоит.
ФИО1, 1958 года рождения, состояла в зарегистрированном браке с ФИО3, 1959 года рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельства о регистрации брака и о смерти ФИО3
В настоящее время ФИО1, как наследница умершего супруга, фактически вступила в наследование животноводческим комплексом открыто и свободно продолжает вести хозяйство. Владение данной недвижимостью ФИО1 никем не оспаривается.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ ФИО1, как наследница по закону, имеет полное право наследовать как движимое, недвижимое имущество, так и возникшие права наследодателя.
Следовательно, иск ФИО3 о признании права собственности на недвижимое имущество подлежит защите. Суд признает, что защита прав гражданина в праве собственности соответствует целям статьи 1. Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждое физическое лицо имеет право на уважение своей собственности.
ФИО1, как владелец недвижимого имущества, преследует цель государственной регистрации своего фактического владения животноводческим комплексом на праве собственности, что влечет законное и обоснованное налогообложение владельца имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. И это отвечает интересам органов местного самоуправления и государства.
Согласно ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решение суда является основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право собственности на недвижимое имущество: дом животновода и кошару, расположенное в 8 км на восток от поселка Маныч, Манычского сельского муниципального образования, Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, по данным технического паспорта Ики-Бурульского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Калмыкия, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный номер №.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Ики-Бурульский районный суд Республики Калмыкия в течение 10 (десять) дней со дня его получения.
Судья