Иск об устранения нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии



Дело № 2-493 /2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года пос. Игра Удмуртской Республики

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Григоричевой Т.А.

С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В.

При секретаре Пермяковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии, указав, что согласно проведенной проверки прокуратурой <адрес>, установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» при осуществлении недропользования (далее ООО «ИЭК»).

ООО «ИЭК» является водо- и недропользователем, поскольку на основании договора аренды имущества, заключенного с ЗАО «СтройАктив» ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> УР эксплуатирует скважины в <адрес>, расположенных по ул<данные изъяты>, которые используются для добычи подземных вод в целях собственного пользования для производственных, потребительских нужд и обеспечение население питьевой водой.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 9 ФЗ «О недрах» установлено, что Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Согласно ст. 11 ФЗ «О недрах» лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

В нарушение указанных требований ООО «ИЭК» осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод из указанных выше скважин без оформленной лицензии и договора.

В связи с чем, осуществляет пользование недрами самовольно, так у учреждения отсутствуют правовые основания для возникновения права пользования.

В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты (в том числе, согласно ст.5 Кодекса, и подземные) находятся в собственности РФ. Таким образом, самовольное водо- и недропользование подземным водным объектом (подземными питьевыми водами), находящимися в государственной собственности, нарушает права Российской Федерации.

На основании ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно данным ООО «ИЭК» им получено 3 лицензии на право пользования недрами из скважины <данные изъяты>.

Незаконное использование недр без получения соответствующего разрешения ведет к неисполнению норм по охране окружающей природной среды, соответствующему учету добываемых природных ресурсов, так как данные требования являются обязательными условиями исполнения договора и лицензии на недропользование, поэтому могут привести к истощению водных подземных природных ресурсов и иным негативным последствиям.

Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Согласно ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом.

В силу ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В ходе проведенной проверки установлено, что ООО «Игринская энергетическая компания» обязанности, предусмотренные ст. 39 ВК РФ не выполняет, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод не осуществляет.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002).

Согласно указанным Правилам их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, зон санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В ходе проведенной проверки установлено, что хотя зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения установлены, однако на источниках питьевого водоснабжения, расположенных по <данные изъяты> частично разрушено ограждение.

В связи с вышеизложенным, прокурор Игринского района УР просит суд обязать ООО «Игринская энергетическая компания» получить лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод на территории Игринского района УР из скважин <данные изъяты>; после получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод на территории <адрес> УР из скважин <данные изъяты> обязать ООО «Игринская энергетическая компания» вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов указанных скважин и объема сброса сточных вод; на источниках питьевого водоснабжения, расположенных по <адрес> у поста ГИБДД <адрес> восстановить ограждение в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. от исковых требований в части возложения на ООО «Игринская энергетическая компания» обязанности по ведению учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов - скважин № № расположенных по <данные изъяты> отказался. Отказ принят судом, производство по делу в указанной части по иску прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии, прекращено. В остальной части требования, изложенные в исковом заявлении, представителем прокуратуры поддержаны.

Представитель третьего лица на стороне истца - Управление по недропользованию по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, просят дело рассмотреть в их отсутствии. Суд, выслушав мнение участников процесса, согласно ч. 5 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления по недропользованию по Удмуртской Республике.

Представитель ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» в судебном заседании требования, заявленные прокурором, признала частично, пояснив, что Обществом, действительно, осуществляется пользование недрами в целях добычи подземных вод из скважин, в том числе и из скважин <данные изъяты> без лицензии. Считает, что учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов указанных скважин, ООО «Игринская энергетическая компания» ведется.

Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из Устава ООО «Игринская энергетическая компания» следует, что Общество в целях удовлетворения общественных потребностей в результате деятельности и получения прибыли осуществляет такие виды деятельности, как эксплуатация и обслуживание инженерных коммуникаций, в частности, водопроводных сетей.

Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006г. № 74-ФЗ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Статьей 9 ФЗ «О недрах» установлено, что Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр

Согласно ст. 11 ФЗ «О недрах» лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

В нарушение указанных требований ООО «ИЭК» осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод из указанных выше скважин без оформленной лицензии и договора.

В связи с чем, осуществляет пользование недрами самовольно, так у учреждения отсутствуют правовые основания для возникновения права пользования.

В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты (в том числе, согласно ст.5 Кодекса, и подземные) находятся в собственности РФ. Таким образом, самовольное водо- и недропользование подземным водным объектом (подземными питьевыми водами), находящимися в государственной собственности, нарушает права Российской Федерации.

На основании ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что в нарушение указанных требований закона Общество с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод из скважин №, расположенных по <данные изъяты>, без оформленной лицензии, поэтому требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст ст 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства и понуждении к получению лицензии удовлетворить.

Обязать ООО «Игринская энергетическая компания» получить лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод на территории <адрес> УР из скважин № № расположенных по <данные изъяты>

Обязать ООО «Игринская энергетическая компания» после получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод на территории <адрес> УР из скважин № №, расположенных по <данные изъяты> вести учет объема сброса сточных вод из водных объектов указанных скважин.

Обязать ООО «Игринская энергетическая компания» восстановить ограждение на источниках питьевого водоснабжения, расположенных по <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Григоричева Т.А.

Копия верна, судья: Т.А. Григоричева