Дело №2-175/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 мая 2011 года п. Игра Удмуртской Республики Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Малых Т.В. с участием старшего помощника прокурора Игринского района Удмуртской Республики Шихова А.Г. при секретаре Катариной Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Михалкиной К.С. к Администрации муниципального образования «Игринский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района УР в интересах Михалкиной К.С. обратился в суд с иском к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Игринского района УР обратилась Михалкина К.С. по вопросу нарушения ее жилищных прав. В ходе разрешения жалобы было установлено, что Михалкина К.С. в соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Михалкиной К.С. - Галичанина И.Е, являющаяся по отношению к ней одинокой матерью, умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании распоряжения № Факельского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней была назначена бабушка Кулемина А.В. Михалкина К.С. закрепленного жилого помещения не имеет. ДД.ММ.ГГГГ она Администрацией МО «Игринский район» поставлена на учет для получения жилья. Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. В нарушение действующего законодательства Михалкиной К.С. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования и до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Администрацией МО «Игринский район» не предоставлено. Частью 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 15 Закона УР от 6 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Согласно ч.2 ст.4 этого же Закона жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством Удмуртской Республики. В соответствии с ч.1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года №99 «О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений» жилые помещения вышеуказанной категории лиц предоставляюся по договору найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления УР. Согласно решения Совета депутатов МО «Игринский район» от 27.12.2005 года №10 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании «Игринский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 16 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В своем заявлении прокурор просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Михалкиной К.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 16 кв.м В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР Шихов А.Г. исковые требования и доводы, изложенные в заявлении поддержал, при этом требования уточнил, просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Михалкиной К.С. вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 16 кв. м из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в п. Игра Удмуртской Республики, исключив из требований указание о сроке предоставления жилого помещения. Истец Михалкина К.С. исковые требования прокурора Игринского района УР, уточненные в судебном заседании, поддержала и пояснила, что в июле 2010 года она окончила обучение в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», но до настоящего времени жилое помещение Администрацией МО «Игринский район» ей не предоставлено, закрепленного за ней жилого помещения не имеет, она зарегистрирована по адресу: УР, <адрес> - по месту жительства бабушки, а проживает у родителей своего мужа по адресу: УР, <адрес>, который своего жилья в собственности не имеет. Представитель ответчика - Администрации МО «Игринский район» Столярова С.А., действующая на основании доверенности, иск, уточненный в судебном заседании представителем прокуратуры и истцом, признала и пояснила, что Администрация свои обязательства по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями выполняет, по мере поступления денежных средств приобретает жилье и выделяет их вне очереди такой категории нуждающихся согласно списка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в муниципальном образовании «Игринский район» на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Главы администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ за №, в котором числится и Михалкина К.С. Представитель ответчика - Чиркова В.А., имеющая доверенность, являющаяся ведущим специалистом-экспертом по делам семьи, материнства и детства администрации МО «Игринский район», иск признала, суду пояснила, что, действительно, Михалкиной К.С. по окончании учебного заведения жилое помещение не было предоставлено в виду отсутствия средств для его приобретения, но по мере их поступления жилье все равно будет предоставлено. Выслушав представителя прокуратуры, истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Игринского района УР подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством. В соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лищения свободы. В силу абз. 2 п. 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Абз.3 п.1 ст 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №250-О-П, аб.2 п.1 ст. 8 ФЗ «"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15, статьи 16 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления, в частности и органы местного самоуправления МО «Игринский район», наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления, в том числе и органы местного самоуправления МО «Игринский район». Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Согласно постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" следует, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР, финансирование муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике на приобретение жилья детям-сиротам осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели. Согласно решения Игринского районного Совета депутатов от 27 декабря 2005 года №10 «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании «Игринский район» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда МО «Игринский район» установлена в размере 16 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно свидетельства о рождении, справки формы № следует, что Кулемина К.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее матерью является - Кулемина И.Е., отцом - Кулемин С.И.. Сведения об отце записаны по указанию матери. Справкой о заключении брака, выданной отделом ЗАГС Игринского района УР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Кулемина И.В. зарегистрировала брак с Галичаниным В.П. ДД.ММ.ГГГГ. Кулеминой И.В. после регистрации брака присвоена фамилия - Галичанина. Согласно свидетельства о смерти № следует, что Галичанина И.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из распоряжения Главы администрации Факельского поселкового Совета от 05.02.1997 года видно, что опекуном Кулеминой К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначена Кулемина А.В.. Согласно справки Управления по делам семьи, материнства и детства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кулемина К.С. относится к категории сирота. С учета в органе опеки и попечительства Администрации МО «Игринский район» снята в связи с совершеннолетием, выплата опекунского пособия по линии Администрации МО «Игринский район» прекращена с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о заключении брака I-НИ № следует, что Михалкин А.С. и Кулемина К.С. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. Последней после регистрации брака присвоена фамилия - Михалкина. В судебном заседании установлено, что Михалкина К.С. зарегистрирована по адресу: УР, <адрес>, имеет временную регистрацию у родителей своего мужа по адресу: УР, <адрес>. Из справок, выданных ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» Игринский филиал от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Галичанина (Кулемина) И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения владельцем зарегистрированного недвижимого имущества в Игринском районе не значилась. Согласно справки, представленной ООО «Управляющая компания «Игра» следует, что <адрес> УР не находится в муниципальной собственности. Кулемина К.С. нанимателем по договору социального найма на пользование жилым помещением не является. Из справки Игринского филиала ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от ДД.ММ.ГГГГ, справки Игринского отдела Управления Росреестра по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Михалкина К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения владельцем зарегистрированного недвижимого имущества в <адрес> не значится. Согласно диплома о высшем профессиональном образовании следует, что истица окончила ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» г. Ижевска УР в июле 2010 года. Из заявления следует, что истица обратилась в отдел опеки и попечительства управления по делам семьи, материнства и детства Администрации Игринского района о постановке ее в очередь на внеочередное получение жилой площади ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановления Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Кулемина К.С., относящаяся к лицам из числа детей-сирот поставлена на учет на очередное получение жилой площади. Из списка учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилой площади в муниципальном образовании «Игринский район» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что Кулемина К.С. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из вышеизложенного, Михалкина К.С. после окончания учебного заведения в июле 2010 года, как не имеющая закрепленного за ней жилого помещения, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна была быть обеспечена Администрацией МО «Игринский район» вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако, в нарушение действующего законодательства, до настоящего времени истице Администрацией МО «Игринский район» жилое помещение не предоставлено, что явилось поводом для обращения прокурора Игринского района в суд с данным иском. Таким образом, суд считает, что Администрацией МО «Игринский район» обязанность по обеспечению Михалкиной К.С. жилым помещением не ниже социальных норм, установленных муниципальным образованием «Игринский район», не исполнена, возникшее у Михалкиной К.С. право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст. 57 ЖК РФ не реализовано, требует судебной защиты, поэтому исковые требования прокурора Игринского района УР подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Михалкиной К.С. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Михалкиной К.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 16 кв. м. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Игринский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: Т.В. Малых Копия верна, судья Т.В. Малых