№ 2- 375/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Малых Т.В., С участием помощника прокурора Игринского района УР Шулятьева Н.О., При секретаре Катариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах Вострокнутовой Н.Ю. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района УР в интересах Вострокнутовой Н.Ю. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратилась Вострокнутова Н.Ю. с доводами о непредоставлении ей Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. Было установлено, что родителями Вострокнутовой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1 и ФИО2, которые умерли ДД.ММ.ГГГГ. Вострокнутова Н.Ю. закрепленного жилого помещения не имеет и Администрацией МО «Игринский район» поставлена на учет для получения жилья постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Вострокнутова Н.Ю. временно проживает по адресу: УР, <адрес>. Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район». В соответствии с ч. 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 №35-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вострокнутова Н.Ю. с 2009 по 2011 г.г. проживала по адресу: УР, <адрес> в общежитии. После отчисления из ПУ-36 договор найма жилого помещения с Вострокнутовой Н.Ю. был расторгнут. В настоящее время жилого помещения у Вострокнутовой Н.Ю. не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В исковом заявлении прокурор просит судобязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Вострокнутовой Н.Ю. жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м. в <адрес> УР. Представитель прокуратуры Игринского района УР Шулятьев Н.О. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал. Также пояснил, что Администрацией МО «Игринский район» Вострокнутова Н.Ю., действительно, поставлена на учет на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени оно ей не представлено, чем нарушены жилищные права истца. Истец Вострокнутова Н.Ю. полностью поддержала доводы и требования прокурора Игринского района УР, при этом пояснила, что жилья на праве собственности, по договору социального найма она не имеет, жилое помещение, в котором она проживала, уничтожено пожаром, в настоящее время проживает у своих знакомых. Представитель Администрации МО «Игринский район» Чирков В.К. в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что денежные средства на приобретение жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей поступают из бюджета субъекта РФ, то есть из бюджета Удмуртской Республики. По мере поступления денежных средств приобретается жилье. Вострокнутова Н.Ю. поставлена на учет на внеочередное получение жилья, имеет право на внеочередное получение жилого помещения, никакие права истца Администрацией МО «Игринский район» не нарушены. До настоящего времени Администрацией МО «Игринский район» жилье Вострокнутовой Н.Ю. не предоставлено, в связи с недостаточным поступлением денежных средств, а также жилых помещений. Представитель третьего лица на стороне ответчика- Министерства науки и образования УР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Возражений по иску не представил. Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица на стороне ответчика. Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах Вострокнутовой Н.Ю. считает законными и обоснованными. Суд, выслушав представителя прокуратуры, истца, представителя ответчика, представителя органа опеки попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. установлено, что полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район». Согласно Закону УР от 06.07.2011 №35-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из свидетельства о рождении Вострокнутовой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что ее родителями являются ФИО1 и ФИО2. Свидетельствами о смерти установлено, что ФИО2 и ФИО1 умерли ДД.ММ.ГГГГ. Из постановления Администрации Игринского района УР от ДД.ММ.ГГГГ видно, что районному отделу народного образования предложено выйти с ходатайством перед Министерством образования и науки УР об устройстве Вострокнутовой Н.Ю. в школу-интернат <адрес>, в связи с нежеланием матери и отца заниматься воспитанием дочери. Согласно аттестата об основном общем образовании следует, что Вострокнутова Н.Ю. в 2009 году окончила муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<адрес>» МО «Игринский район» УР. Паспортными данными установлено, что Вострокнутова Н.Ю. зарегистрирована по адресу: УР, <адрес>. Из справки, представленной ОГПН Игринского района следует, что в результате пожара ДД.ММ.ГГГГ уничтожена <адрес> УР, в которой проживали родители Вострокнутовой Н.Ю. В данной квартире была зарегистрирована истица. Согласно заявления, поданного Вострокнутовой Н.Ю. Главе Администрации Игринского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица обратилась с заявлением о постановке ее в очередь на получение жилого помещения. Согласно Постановления Главы Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Вострокнутова Н.Ю., относящаяся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющая закрепленного жилого помещения поставлена на учет в органе опеки и попечительства на внеочередное получение жилой площади. Справкой, выданной МКП «СЕЗ» установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: УР, <адрес>. не находится в муниципальной собственности. Вострокнутова Н.Ю. не является нанимателем по договору социального найма на пользование жилым помещением. Из справок, выданных Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации недвижимого имущества» следует, что Вострокнутова Н.Ю. владельцем частного домовладения, владельцем приватизированной квартиры в <адрес> не значится. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Вострокнутова Н.Ю. на территории Удмуртской Республики на праве собственности объекты недвижимого имущества не имеет. Из справки, выданной ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации недвижимого имущества» Игринский филиал видно, что по данным правовой регистрации на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 владельцем зарегистрированного недвижимого имущества в <адрес> не значилась. Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования прокурора <адрес> УР, предъявленные в интересах Вострокнутовой Н.Ю. подлежат удовлетворению. Администрацией МО «Игринский район» до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма Вострокнутовой Н.Ю., как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которой на внеочередное получение жилого помещения возникло, Администрацией МО «Игринский район» не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Какого - либо жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма истица не имеет. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Вострокнутовой Н.Ю. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Вострокнутовой Н.Ю. жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м., благоустроенное применительно к условиям пос. Игра Удмуртской Республики. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Игринский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> <данные изъяты>