№ 2- 437/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2011 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Малых Т.В., С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В., При секретаре Катариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах Шкляева Р.А. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района УР в интересах Шкляева Р.А. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратился Шкляев Р.А. с доводами о непредоставлении ему Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. Было установлено, что родителями Шкляева Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО1, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Шкляев Р.А. закрепленного жилого помещения не имеет и Администрацией МО «Игринский район» поставлен на учет для получения жилья постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Шкляев Р.А. временно проживает по адресу: УР, <адрес>, микрорайон Северный, <адрес>. Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район». В соответствии с ч. 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 №35-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Шкляев Р.А. с 2008 по 2011 г.г. обучался в ГОУ ПУ-36 и проживал по адресу: УР, <адрес> в общежитии. В настоящее время жилого помещения у Шкляева Р.А. не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В исковом заявлении прокурор просит судобязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Шкляеву Р.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м. в <адрес> УР. Представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал. Также пояснил, что Администрацией МО «Игринский район» Шкляев Р.А., действительно, поставлен на учет на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени оно ему не представлено, чем нарушены жилищные права истца. Истец Шкляев Р.А. полностью поддержал доводы и требования прокурора Игринского района УР, при этом пояснил, что жилья на праве собственности, по договору социального найма он не имеет. В настоящее время проживает у своей сестры. Представитель Администрации МО «Игринский район» Чирков В.К. в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что денежные средства на приобретение жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей поступают из бюджета субъекта РФ, то есть из бюджета Удмуртской Республики. По мере поступления денежных средств приобретается жилье. Шкляев Р.А. поставлен на учет на внеочередное получение жилья, имеет право на внеочередное получение жилого помещения, никакие права истца Администрацией МО «Игринский район» не нарушены. До настоящего времени Администрацией МО «Игринский район» жилье Шкляеву Р.А. не предоставлено, в связи с недостаточным поступлением денежных средств, а также жилых помещений. Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах Шкляева Р.А. считает законными и обоснованными. Суд, выслушав представителя прокуратуры, истца, представителя ответчика, представителя органа опеки попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. установлено, что полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район». Согласно Закону УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из свидетельства о рождении Шкляева Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что его родителями являются ФИО2 и ФИО1. Свидетельствами о смерти установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Из постановления Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что попечителем над несовершеннолетним Шкляевым Р.А. назначена ФИО3. Согласно диплома о начальном профессиональном образовании, регистрационный номер 5314 следует, что Шкляев Р.А. в июне 2011 года окончил Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» <адрес> Республики. Дата выдачи диплома - ДД.ММ.ГГГГ год. Паспортными данными установлено, что Шкляев Р.А. зарегистрирован по адресу: УР, <адрес>. Из справки, представленной СПК «Ленин сюрес» следует, что квартира, находящаяся по адресу: УР, <адрес>. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоит на балансе СПК «Ленин сюрес» и является служебным жильем. Согласно заявления, поданного Шкляевым Р.А. Главе Администрации Игринского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец обратился с заявлением о постановке его на учет, как нуждающийся в жилом помещении на основании свидетельства о смерти обоих родителей. Из Постановления Главы Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Шкляев Р.А., относящийся к лицам из числа детей-сирот и не имеющий закрепленного жилого помещения поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Справкой, выданной Администрацией МО «Кабачигуртское» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Шкляев Р.А., зарегистрированный по адресу: УР, <адрес> не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Из справки, выданной Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации недвижимого имущества» следует, что Шкляев Р.А. владельцем зарегистрированного недвижимого имущества в Игринском районе не значится. Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шкляев Р.А. на территории Удмуртской Республики на праве собственности объекты недвижимого имущества не имеет. Из справок, выданных ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации недвижимого имущества» Игринский филиал видно, что по данным правовой регистрации на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 владельцами зарегистрированного недвижимого имущества в Игринском районе не значились. Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах Шкляева Р.А., подлежат удовлетворению. Администрацией МО «Игринский район» до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма Шкляеву Р.А., как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которого на внеочередное получение жилого помещения возникло, Администрацией МО «Игринский район» не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. Какого - либо жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма истец не имеет. Доводы представителя ответчика о том, что никакие права истца не нарушены, суд считает несостоятельными, поскольку истцу фактически жилое помещение не предоставлено до настоящего времени. Отсутствие денежных средств не может являться основанием для отказа в иске. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Шкляева Р.А. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Шкляеву Р.А. жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м., благоустроенное применительно к условиям <адрес> Республики. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Игринский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> <данные изъяты>