Дело № 2-351/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 сентября 2011 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Старковой Т.М. с участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В. при секретаре Исуповой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, указывая при этом, что 20.07.2011 года в прокуратуру Игринского района от Перминова А.Е. поступило сообщение о наличии несанкционированных свалок на территории лесопарковой зоны «Сепский-2» и прибрежной территории реки Саля. В рамках проведенной проверки было установлено, что в квартале 11 выдела 5, квартале 10 выдела 26, квартале 29 выдела 9, квартале 73, прилегающем к выделу 7 Пионерского участкового лесничества ГКУ УР «Игринское лесничество» обнаружено загрязнение лесов отходами производства и потребления. По результатам проверки был составлен акт о нарушении лесного законодательства от 26.07.2011 года. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. При таких обстоятельствах, неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. В соответствии с ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Согласно п.18 ст.7 Устава МО «Игринское» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения муниципального образования. Непринятием муниципальным образованием «Игринское» мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и свободы граждан, вследствие чего создаются препятствия гражданам к осуществлению их прав и свобод на благоприятную природную среду. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В исковом заявлении прокурор Игринского района просит суд обязать Администрацию МО «Игринское» в срок до 20.10.2011 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в квартале 11 выдела 5, квартале 10 выдела 26, квартале 29 выдела 9, квартале 73, прилегающем к выделу 7 Пионерского участкового лесничества ГКУ УР «Игринское лесничество». В судебном заседании представитель прокуратуры Воронов А.В. предъявленные требования уточнил, просил суд обязать Администрацию МО «Игринское» в срок до 20.10.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда ГКУ УР «Игринское лесничество» в квартале 11 выдела 5, располагающийся на территории МО «Игринское», при этом поддержал доводы в обоснование требований, изложенные в исковом заявлении. Кроме того пояснил, что остальные кварталы, указанные в исковом заявлении, находятся на территории других муниципальных образований. Представитель третьего лица на стороне истца ГКУ УР «Игринское лесничество» Леонтьев А.Ф. уточненные требования прокурора полностью поддержал. Администрацию МО «Игринское» считает надлежащим ответчиком по делу. Кроме того пояснил, что в компетенцию ГКУ УР «Игринское лесничество» сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок не входит. Представители ответчика Администрации МО «Игринское» Зонов О.Н., Агафонов Н.И. исковые требования не признали, пояснив при этом, что квартал 11 выдела 5, где обнаружена несанкционированная свалка, находится на землях государственного лесного фонда, на которых функции использования, охраны, защиты, надзора и санитарной безопасности лесов осуществляет орган государственной власти субъектов Российской Федерации (Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики) через государственные казенные учреждения -лесничества в соответствии со ст.ст.55,83 Лесного кодекса РФ, Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года №414. Поэтому ответственность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в данном случае МО «Игринское» не несет, несмотря на то, что квартал 11 выдела 5 расположен на территории МО «Игринское». В целях исполнения полномочий по организации сбора твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с пунктом 18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с требованиями Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» в черте поселка Игра Администрацией МО «Игринское» в 2010, 2011 годах организована установка контейнеров для сбора мусора. На выполнение работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора в 2010-2011 годах были заключены договора и контракты. Администрация МО «Игринское» создает все условия, исключающие образование несанкционированных свалок. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что на несанкционированную свалку мусор завезен населением, проживающим на территории МО «Игринское», не представлено. Представители ответчика просят в удовлетворении требований прокурора отказать. Представители третьего лица на стороне ответчика Автономного учреждения УР «Удмуртлес» Сорокина С.В., Корепанов В.В. требования прокурора Игринского района УР считают законными и обоснованными, поскольку Федеральный закон №131-ФЗ организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит именно к вопросам местного значения поселения. В функции ГКУ УР «Игринское лесничество» данная обязанность не входит. Представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии. Суд, выслушав представителя прокуратуры, представителя ГКУ УР «Игринское лесничество», представителей Администрации МО «Игринское», представителей Автономного учреждения УР «Удмуртлес», допросив свидетелей, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему. Границы муниципального образования «Игринское» описаны в Приложении 15 к Закону УР от 19.11.2004 года №65-РЗ (редакция от 19.02.2010 года), принятом Государственным Советом Удмуртской Республики 26.10.2004 года №331-III «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Игринского района Удмуртской Республики». В соответствии с данным Приложением, а также справкой Игринского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии квартал 11 выдела 5 расположен на территории муниципального образования «Игринское». Судом установлено, что в связи с поступившим обращением прокуратурой Игринского района УР проведена проверка, в ходе которой согласно акта о нарушении лесного законодательства от 26.07.2011 года, фотографий, схем-чертежей мест расположения несанкционированных свалок выявлено, что на территории государственного лесного фонда ГКУ УР «Игринское лесничество», в том числе в выделе 5 квартала 11 расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Перечисленный квартал расположен на территории муниципального образования «Игринское» Игринского района УР. Допрошенные в качестве свидетелей Широбоков С.И., Штенцель А.В. в судебном заседании подтвердили, что в выделе 5 квартала 11 Пионерского участкового лесничества ГКУ УР «Игринское лесничество» в июле 2011 года была обнаружена несанкционированная свалка, состоящая из битого стекла, стеклянных и пластиковых бутылок, битых унитазов, бумаги, гнилых досок и т.д., то есть из бытовых отходов и мусора. Виновные лица при этом не были установлены. Они лично видели эту свалку. Промышленных отходов на свалке не имеется. Таким образом, в суде установлено, что выдел 5 квартала 11 расположен в границах муниципального образования «Игринское», является участком лесного фонда, находящегося в государственной собственности, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2011 года, в аренде ни у кого не находится. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушениям. Согласно ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.18 ч.1 ст.7 Устава МО «Игринское» также следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статья 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления отражены в статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, в числе которых установлен запрет на сброс отходов на почву. Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу, что несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, расположенная в выделе 5 квартала 11, находится в границах муниципального образования «Игринское», образовалась в результате жизнедеятельности населения. Данные обстоятельства создают обязанность Администрации МО «Игринское» по их сбору и вывозу. Представители ответчика ссылаются, что мероприятия по защите лесов, в том числе от загрязнений отходами, относятся к полномочиям органов государственной власти, которые они реализуют через государственные казенные учреждения- лесничества. Однако, суд данный довод считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм Лесного кодекса РФ. Основными целями и задачами лесничества является охрана, защита и воспроизводство лесов. Возникновение свалки в лесном массиве не вызвано действием или бездействием лесничества в рамках предоставленных ему полномочий. Между тем, полномочия муниципальных образований в области обращения с отходами прямо указаны в Федеральных законах «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в выделе 5 квартала 11, подлежат удовлетворению. Доводы представителей ответчика, что Лесным законодательством не предусмотрена ответственность муниципального образования по содержанию, охране лесных участков, не являющихся собственностью муниципального образования, что истцом не проведены следственные действия по установлению виновных лиц, что Администрацией созданы все условия, исключающие образование несанкционированных свалок, что мусор на несанкционированную свалку завезен населением, не проживающим на территории МО «Игринское», суд считает необоснованными, поскольку данные доводы не имеют правового значения для разрешения спора. Администрация МО «Игринское» обязана осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с территории МО «Игринское». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда. Полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возложены на муниципальные образования и распространяются на всю закрепленную за ними территорию, независимо от форм собственности, целевого назначения земель, и не ограничиваются территорией проживания населения. Каких-либо доказательств, что несанкционированная свалка в выделе 5 квартала 11 образована населением, не проживающим на территории МО «Игринское», ответчиком представлено не было. Более того, из представленных договоров и контрактов следует, что, начиная с июля 2011 года договора на оказание услуг по вывозу и сбору мусора с общественных мест, несанкционированных свалок, либо с территории населенного пункта не были заключены. Об этом же пояснил в судебном заседании представитель ответчика Зонов О.Н. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринское» в срок до 20.10.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда ГКУ УР «Игринское лесничество» в квартале 11 выдела 5, располагающейся на территории МО «Игринское». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Игринский районный суд УР. Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года. Судья: Старкова Т.М. Копия верна: судья Т.М.Старкова Дело № 2-351/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Резолютивная часть. 14 сентября 2011 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Старковой Т.М. с участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В. при секретаре Исуповой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга к Администрации МО «Игринское» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринское» в срок до 20.10.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда ГКУ УР «Игринское лесничество» в квартале 11 выдела 5, располагающейся на территории МО «Игринское». Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Игринский районный суд УР. Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате и отпечатана на компьютере и принтере. Судья: