Иск о признании деятельности по сбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и запрещении этой деятельности до утверждения проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) вещ



Дело № 2-475/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2011 года                                    пос. Игра Удмуртская Республика

Игринский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Сухоплюева С.А.,

с участием помощника прокурора Игринского района Удмуртской Республики Воронова А.В.,

при секретаре Ершовой М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Вудлайн» о признании деятельности по сбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и запрещении этой деятельности до утверждения проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Вудлайн» о признании деятельности по сбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и запрещении этой деятельности до утверждения проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, указывая при этом, что ООО «Вудлайн» действует на основании Устава, утвержденного решением учредителя от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об ООО «Вудлайн» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, присвоен ОРГН , присвоен ИНН . основные виды деятельности ООО «Вудлайн» перечислены в п. 2.2 Устава. Установлено, что Общество занимается деревообработкой, производством шпона, фанеры, плит, панелей, изделий из дерева и другими видами деятельности, перечисленным в п. 2.2 Устава. ООО «Вудлайн» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ЗАО «Биоресурс» передан имущественный комплекс, включающий в себя 55 объектов. В том числе в его состав входят объекты, имеющие стационарные источники выброса вредных веществ в атмосферный воздух. Основными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, переданных по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ являются: производственные здания цеха фанерно-мебельных заготовок, участка опиловки заготовок и склада готовой продукции, цеха ПСХ (паросиловое хозяйство), склад топлива, дымовая труба, здание автогаража на 7 автомобилей с бокс-стоянкой, здание автогаража на 6 автомобилей и другие производственные объекты. Проведенной проверкой установлено, что здание цеха ПХС, склада топлива, гаражи, производственное здание опиловок заготовок и склада готовой продукции функционируют. Котельная в отопительный сезон эксплуатируется, что зафиксировано в журнале работы котельной. К одному из принципов охраны окружающей среды по смыслу ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относится принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 1 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под предельно допустимым выбросом понимается норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; вредное (загрязняющее) вещество определяется как химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Исходя из требований п. 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2011 года ООО «Вудлайн» осуществляет сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, таких как оксид азота, оксид углерода, диоксид кремния, диоксид марганца, оксиды железа, газообразные соединения фтора и других вредных (загрязняющих) веществ. По требованиям п. 6 приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 года «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. Согласно п. 7 указанного приказа государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка. Так, в перечень входит оксид углерода, формальдегид, фтор и его соединения, соединения марганца, железа и многие другие вредные (загрязняющие) вещества. В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Таким образом, ООО «Вудлайн» обязано произвести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что им до настоящего времени не сделано. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Однако, в нарушение указанных требований закона ООО «Вудлайн», использующее в производственной деятельности стационарные источники выбросов, производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не имея проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке. За выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения ООО «Вудлайн» постановлением Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике /Пс от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Невыполнение требований природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде. В связи с вышеуказанным, прокурор Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры просит суд признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Вудлайн» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов без проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке незаконной и противоречащей требованиям п. 1 ст. 22, п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц, запретить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Вудлайн» связанную с выбросом вредных веществ в атмосферный воздух с момента вступления решения суда в законную силу до разработки проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Взыскать с ответчика государственную пошлину.

Прокурор в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.

Представитель третьего лица - Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в их отсутствии, требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора поддерживает в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне ответчика - ЗАО «Биоресурс» в судебное заседание не явился. О месте и времени ЗАО «Биоресурс» уведомлены надлежащим образом.

Суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей Управления Росприроднадзора по УР и ЗАО «Биорусурс».

Представитель ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Вудлайн» Мукминов М.Р. в судебном заседании требования, заявленные прокурором, признал в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Сведения об ООО «Вудлайн» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, присвоен ОРГН , присвоен ИНН .

Согласно Устава ООО «Вудлайн» установлено, что Общество занимается деревообработкой, производством шпона, фанеры, плит, панелей, изделий из дерева и другими видами деятельности, перечисленным в п. 2.2 Устава.

Из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ЗАО «Биоресурс» видно, что ООО «Вудлайн» передан имущественный комплекс, включающий в себя 55 объектов. В том числе в его состав входят объекты, имеющие стационарные источники выброса вредных веществ в атмосферный воздух.

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под предельно допустимым выбросом понимается норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; вредное (загрязняющее) вещество определяется как химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Исходя из требований п. 3 ст. 12 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2011 года ООО «Вудлайн» осуществляет сверхнормативные выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, таких как оксид азота, оксид углерода, диоксид кремния, диоксид марганца, оксиды железа, газообразные соединения фтора и других вредных (загрязняющих) веществ.

По требованиям п. 6 приказа Минприроды РФ от 31.12.2010 года «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию.

Согласно п. 7 указанного приказа государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, приведенном в Приложении 2 к настоящему Приказу (далее - Перечень загрязняющих веществ), а также не включенные в Перечень загрязняющих веществ вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев, приведенных в пункте 9 настоящего Порядка. Так, в перечень входит оксид углерода, формальдегид, фтор и его соединения, соединения марганца, железа и многие другие вредные (загрязняющие) вещества.

В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из постановления Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике /Пс от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ООО «Вудлайн» за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По требованиям п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

В соответствии со ст. 80 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.

Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что в нарушение указанных требований закона Общество с ограниченной ответственностью «Вудлайн» использует в производственной деятельности стационарные источники выбросов, производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не имея проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке, поэтому требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании деятельности по сбросу вредных веществ в атмосферный воздух противоречащей требованиям закона и запрещении этой деятельности до утверждения проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить.

Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Вудлайн» по выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов без проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, полученного в установленном законом порядке незаконной и противоречащей требованиям п. 1 ст. 22, п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Запретить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Вудлайн» связанную с выбросом вредных веществ в атмосферный воздух с момента вступления решения суда в законную силу до разработки проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и получения разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с ООО «Вудлайн» в бюджет МО «Игринский район» государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина перечисляется на расчетный счет УФК по УР (МРИ ФНС России № 4 по УР), ИНН 1809003712, КПП 1809011001 Межрайонная ИФНС России № 4 по УР, ОКАТО 94218000000, р/счет 40101810200000010001 в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г. Ижевска, БИК 049401001, КБК 18210803010011000110.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

<данные изъяты>

<данные изъяты>