Иск о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социально найма из муниципального жилищного фонда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2012 года                                                пос. Игра Удмуртская Республика                                   

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Старковой Т.М.,

С участием помощника прокурора Игринского района УР Шулятьева Н.О.

При секретаре Коршуновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах М.О.В. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социально найма из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района УР в интересах М.О.В. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социально найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м., указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратился М.О.В. с доводами о непредоставлении ему Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. М.О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что родители М.О.В. - М.Г.А., М.В.М. лишены родительских прав решением Игринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. М.О.В. закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. С ДД.ММ.ГГГГ М.О.В. состоит на учёте в органах опеки и попечительства <адрес> для получения жилого помещения вне очереди. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Игринский район". В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Максимов О.В. окончил обучение в образовательном учреждении. В данный момент жилого помещения в собственности у Максимова О.В. не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах указанного лица является его обращение, поступившее в прокуратуру Игринского района ДД.ММ.ГГГГ Прокурор Игринского района УР просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить М.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в п. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м.

Представитель прокуратуры Игринского района УР Шулятьев Н.О., истец М.О.В. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержали.

Представитель Администрации МО «Игринский район» Столярова С.А. в судебном заседании исковые требования признала, при этом пояснила, что, действительно, М.О.В. имеет право на предоставление ему жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди. По мере поступления денежных средств ему будет приобретено жилье.

Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах М.О.В. считает законными и обоснованными.

Суд, выслушав представителя прокуратуры, истца, представителя ответчика, представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно свидетельства о рождении М.О.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ следует, что его родителями являются М.В.М., М.Г.А..

Решением Игринского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что М.Г.А., М.В.М. в отношении сына Олега, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишены родительских прав. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решения исполнительного комитета Игринского Районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполком райсовета просит Министерство здравоохранения Удмуртской Республики устроить М.О.В., 1980 года рождения, в дом ребенка.

Из решения исполнительного комитета Игринского Районного Совета народных депутатов Удмуртской АССР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Исполком райсовета решил перевести М.О.В. в детский дом и просит Министерство просвещения Удмуртской АССР выделить путевку на данного ребенка в детский дом.

Таким образом, М.О.В., родители которого были лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, приобрел статус лица, относящегося к детям оставшимся без попечения родителей. В связи с этим, он имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно справки БОУ НПО УР «ПУ-» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что М.О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в «Профессиональном училище » по профессии «Столяр-плотник, обувщик по ремонту обуви». Выпущен с присвоением квалификации столяр-плотник 2 разряда; обувщик по ремонту обуви 2 разряда. Кроме того, указано, что М.О.В. находился на полном государственном обучении.

Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Из анкеты нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет ( дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющего ранее закрепленного жилого помещения видно, что М.О.В. с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет в Администрацию Игринского района УР в качестве нуждающегося в получении жилья вне очереди.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Однако, по делу, бесспорно, установлено, что до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истцу, как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, чем нарушаются его жилищные права. Каких-либо жилых помещений на праве собственности, либо по договору социального найма истец не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, справкой Игринского филиала ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимости».

Так, согласно Уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, выданных Игринским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, справки Игринского отдела ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» следует, что М.О.В. жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма на территории Удмуртской Республики, в том числе Игринского района, не имеет.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.

Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, истец вправе претендовать на благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям пос. Игра УР, отвечающее санитарным и техническим требованиям, размером не менее 18 кв.м. общей площади, вне очереди по договору социального найма, в черте пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики.

В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах М.О.В., подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах М.О.В. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить М.О.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Решение изготовлено в совещательной комнате и отпечатано на компьютере и принтере.

Судья: