Дело № 2-149/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 03 мая 2012 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд УР в составе: председательствующего судьи Малых Т.В. с участием помощника прокурора Игринского района Удмуртской Республики Воронова А.В. при секретаре Катариной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главе муниципального образования «Новозятцинское» о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района Удмуртской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд к главе муниципального образования «Новозятцинское» о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта, указав при этом, что в ходе проведенной прокуратурой Игринского района УР проверки исполнения бюджетного законодательства в органах местного самоуправления, установлено, что главой муниципального образования «Новозятцинское» не исполняется законодательство, регламентирующее порядок опубликования нормативных правовых актов - решение Совета депутатов муниципального образования «Новозятцинское» от 14 декабря 2011 года № 39.1 «О бюджете муниципального образования «Новозятцинское» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.». В соответствии со ст. 2. Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31июля 1998 за N 145-ФЗ (далее - Бюджетный Кодекс Российской Федерации) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. Согласно ч.ч. 1,2 ст. 5. Бюджетного Кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке. В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 47. Федерального закона от 06.10.2003 за N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. В силу п.6 ч.1 ст. 44. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. В соответствии с п. 2. ст. 40 (Порядок принятия и официального опубликования (обнародования) решений Совета депутатов) «Устава муниципального образования «Новозятцинское» обязательному обнародованию в соответствии с настоящей статьей подлежат нормативные правовые акты Совета депутатов, решения Совета депутатов, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные решением сельского Совета депутатов). Согласно п.6 ст. 40 Обнародование решения сельского Совета депутатов осуществляется Главой муниципального образования путем его официального опубликования, в порядке, предусмотренном частями 7 и 8 настоящей статьи, (в отношении решений Совета депутатов, официальное опубликование которых предусмотрено законодательством или настоящим Уставом, а также решений сельского Совета депутатов, в отношении которых сельским Советом депутатов принято решение об официальном опубликовании) или обнародованием в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи. Решение Совета депутатов в течение трех дней с момента его подписания направляется Главой муниципального образования для его официального опубликования в средстве массовой информации, определенном решением Совета депутатов(п. 8.ст. 40 Устава). Официальное опубликование решения Совета депутатов осуществляется районной газете «Светлый путь» или в другом печатном средстве массовой информации, определенном решением Совета депутатов (п. 7 ст. 40 устава) в течение десяти дней со дня его поступления (п. 8. ст. 40 Устава). В соответствии с п. 6 ст. 43 «Устава муниципального образования «Новозятцинское» решения Совета депутатов о местном бюджете, решения Совета депутатов о внесении изменений в местный бюджет вступают в силу в порядке, предусмотренном Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Статья 36 Бюджетного Кодекса Российской Федерации предусматривает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией). Таким образом, федеральным законодательством, а также уставом муниципального образования «Новозятцинское» прямо предусмотрено опубликование утвержденных бюджетов, изменений внесенных в бюджет и отчетов об их исполнении в средствах массовой информации полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов. Между тем, до настоящего времени главой муниципального образования «Новозятцинское» Черных Ю.И. не опубликовано решение Совета депутатов муниципального образования «Новозятцинское» «О бюджете муниципального образования «Новозятцинское» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.». Статья 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает предмет прокурорского надзора - соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Неопубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределенного круга лиц. Так, частью 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена ответственность граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления за неисполнение муниципальных правовых актов. Игнорирование главой муниципального образования «Новозятцинское» Чирковой Е.Ф. положений Закона о необходимости официального опубликования(обнародования) вышеуказанного нормативного правого акта может повлечь за собой незаконное применение его на территории муниципального образования «Новозятцинское», что непосредственным образом затрагивает права и законные интересы жителей муниципального образования «Новозятцинское», поскольку в установленном законом порядке данный правовой акт не вступил в законную силу. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В нарушение указанных норм бюджетного законодательства главой муниципального образования «Новозятцинское» Чирковой Е.Ф. обязанность по официальному опубликованию в районной газете «Светлый путь» или в другом печатном средстве массовой информации, определенном решением Совета депутатов, указанного решения о бюджете, до настоящего времени не исполнена. Согласно с ч.2 ст. 29 Устава муниципального образования «Новозятцинское» глава муниципального образования избирается советом депутатов из своего состава и является председателем Совета депутатов. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Круг лиц, на который распространяется действие решение Совета депутатов муниципального образования «Новозятцинское» от 14 декабря 2011 годка № 39.1 «О бюджете муниципального образования «Новозятцинское» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.» определить невозможно, поскольку число жителей муниципального образования «Новозятцинское» постоянно изменяется. Решение Совета депутатов муниципального образования «Новозятцинское» от 14 декабря 2011 годка № 39.1 «О бюджете муниципального образования «Новозятцинское» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.» затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а неопубликование указанного решения в печатном издании создает препятствие к осуществлению ими прав и свобод. Так, например, в бюджете муниципального образования «Новозятцинское» затрагиваются вопросы взимания налогов, финансирования жилищно - коммунального хозяйства, в том числе вопросы благоустройства муниципального образования, что непосредственным образом затрагивает права и законные интересы жителей муниципального образования «Новозятцинское». В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданского права являются пресечение бездействия, нарушающего право и принуждение к исполнению обязанностей. Кроме того, невыполнение главой МО «Новозятцинское» Черных Ю.И. также нарушаются интересы Российской Федерации, которой установлены обязательные требования к опубликованию решений о бюджете. На основании прокурор просит суд обязать главу муниципального образования «Новозятцинское» Черных ЮИ. незамедлительно после вступления в силу решения суда опубликовать решение Совета депутатов муниципального образования «Новозятцинское» от 14 декабря 2011 года № 39.1 «О бюджете муниципального образования «Новозятцинское» на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.» в районной газете «Светлый путь» или в другом печатном средстве массовой информации, определенном решением Совета депутатов. В судебном заседании помощник прокурора Игринского района УР Воронов А.В. от исковых требований отказался в полном объеме, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований. Просит суд принять отказ от иска. Пояснил, что последствия отказа от иска и прекращения производства по делу понимает. Последствия принятия судом отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст. 220, 221 ГПК РФ, истцу разъяснены. Отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов. Таким образом, имеются основания для принятия отказа прокурора Игринского района УР от исковых требований. Руководствуясь ст.173, абз.4 ст.220 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Принять отказ прокурора Игринского района УР обратившегося в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц от исковых требований к Главе муниципального образования «Новозятцинское» о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта. Производство по делу по иску прокурора Игринского района УР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц от исковых требований к Главе муниципального образования «Новозятцинское» о понуждении к опубликованию нормативно-правового акта прекратить. Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 15 дней со дня вынесения, путем подачи частной жалобы через Игринский районный суд УР. <данные изъяты> <данные изъяты>