№ 2-167/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 апреля 2012 года пос. Игра Удмуртская Республика Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Старковой Т.М., С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В., При секретаре Исуповой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах С.К.Р. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, УСТАНОВИЛ: Прокурор Игринского района УР в интересах С.К.Р. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м., указывая при этом, что в прокуратуру <адрес> обратилась С.К.Р. с доводами о непредоставлении ей Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. С.К.Р. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Было установлено, что мать С.К.Р. - С.О.С., лишена родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отец установлен со слов матери. С.К.Р. закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. Администрацией МО «Игринский район» С.К.Р. поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу п. «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Игринский район". В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С.К.Р. окончила обучение в образовательном учреждении. При окончании образовательного учреждения жильем не обеспечена. В данный момент жилого помещения в собственности, по договору социального найма у нее не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах указанного лица является ее обращение, поступившее в прокуратуру Игринского района ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор Игринского района УР просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить С.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в п. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м. В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал, при этом предъявленные требования уточнил. Просит суд обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить С.К.Р. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели. Истица С.К.Р. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора Игринского района УР полностью поддерживает. Представитель Администрации МО «Игринский район» Столярова С.А. исковые требования прокурора в интересах С.К.Р. признала частично, при этом пояснила, что, действительно, С.К.Р. имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики. Однако, в настоящее время в виду отсутствия денежных средств, ей не может быть предоставлено жилое помещение. Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах С.К.Р. считает законными и обоснованными. Суд, выслушав представителя прокуратуры, представителя Администрации МО «Игринский район», представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Из свидетельства о рождении С.К.Р., справки о рождении № следует, что С.К.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать С.О.С. по отношении к ней является одинокой матерью. Решением Игринского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что С.О.С. была лишена родительских прав в отношении своей дочери С.К.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что С.О.С. не восстановилась в родительских правах. Таким образом, С.К.Р., мать которой лишена родительских прав, приобрела статус лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей. В связи с этим, она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Из свидетельства об окончании <данные изъяты> видно, что в 2008 году С.К.Р. окончила <данные изъяты>. Согласно свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что С.К.Р. окончила Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «<данные изъяты>» <адрес> по профессии портной легкой женской одежды с присвоением II разряда. Из свидетельства серии СЛ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.К.Р. окончила Автономное образовательное учреждение начального профессионального образования Удмуртской Республики «<данные изъяты>». Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Из анкеты нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет ( дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющего ранее закрепленного жилого помещения, постановления Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что С.К.Р., относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Администрацию Игринского района УР в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Однако, по делу, бесспорно, установлено, что до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истице, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей не предоставлено, чем нарушаются ее жилищные права. Каких-либо жилых помещений на праве собственности, закрепленного жилого помещения, либо по договору социального найма истица не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, справкой, выданной Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества». Так, согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, выданного Игринским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, а также указанной выше справки, следует, что С.К.Р. жилья на праве собственности, по договору социального найма на территории Удмуртской Республики, в том числе, Игринского района, не имеет. Из паспортных данных видно, что С.К.Р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: УР, <адрес>. Актом обследования <адрес>, в <адрес> УР № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что данный жилой дом находится в собственности матери С.К.Р. - С.О.С., размер доли 1/1. В доме несколько лет никто не проживает. Из описания состояния жилого дома по адресу: УР, <адрес> видно, что фундамент в земле; стены бревенчатые, на половину разобраны; крыша разобрана, отсутствует; окна отсутствуют; дверь входная отсутствует; перекрытие разобрано; полы разобраны, отопление печное, печь разобрана; электропроводка отсутствует. Межведомственной комиссией по результатам обследования принято заключение - дом признан непригодным для постоянного проживания. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, истица вправе претендовать на благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям пос. Игра УР, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, вне очереди по договору социального найма. В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах С.К.Р., подлежат удовлетворению. В судебном заседании представитель ответчика заявил довод о том, что денежных средств на приобретение жилья указанной категории лиц в настоящее время не имеется, поэтому просит в удовлетворении требований прокурора отказать. Однако, суд данный довод считает необоснованным, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть постановлено в зависимость от каких-либо условий. Право истицы на предоставление ей жилья вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, в связи с чем, отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для С.К.Р. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах С.К.Р. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить С.К.Р. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики. Решение отпечатано на компьютере и принтере. Судья: Старкова Т.М. Копия верна: судья Т.М.Старкова