Дело № 2 –1429 /2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2010 года с. Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
с участием истца Жамкочян С.Г., представителя истца Рахимовой Р.Д., представителя ответчика Администрации сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Хабибуллина Р.Р.,
при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жамкочян ФИО11 к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об оспаривании отказа по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем,
УСТАНОВИЛ:
Жамкочян С.Г. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об оспаривании отказа по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем.
Истец свои требования мотивирует тем, что он является участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, признан инвалидом. Истец относится к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с п. 2 ст. 14 указанного Закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью проводится в размерах и порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2008 года № 257 внесены изменения, а именно, что право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, которые встали на учет до 01 января 2005 года. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Истец просит суд признать его права, как инвалида, участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС на участие в федеральной целевой программе "Жилище".
Истец в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнил исковые требования, просит суд обязать ответчика поставить его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 25 августа 2010 года ненадлежащий ответчик Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан заменен надлежащим Администрацией сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан. Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан привлечена в качестве третьего лица.
В судебном заседании истец Жамкочян С.Г. и его представитель Рахимова Р.Д. иск поддержали.
Представитель ответчика и третьего лица Хабибуллин Р.Р. иск не признал, указав, что истец обратился с заявлением после 01 января 2005 года, администрация Иглинского сельсовета не вправе в соответствии с текущим законодательством признать его участником федеральной целевой программы "Жилище".
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
01 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были изложены в новой редакции (пункты 8 и 9 статьи 3).
Статьями 14 (пункт 2 части 1), 15 (пункт 1 части 1), 16 (часть 2), 17 (пункт 7), 22 (часть 1) Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) гражданам из числа указанных в данном Законе категорий гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации; при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со временем выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.
С учетом изложенного мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
26 июля 2010 года главой сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан истцу Жамкочян С.Г., признанному инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, было отказано в постановке на учет в целях обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866, принятым во исполнение предписаний Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), а именно путем предоставления субсидии на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Отказ мотивировали тем, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он обратился после 01 января 2005 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 17-П от 10 ноября 2009 года положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить Жамкочян ФИО12 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Признать права Жамкочян ФИО13, как инвалида, участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, на участие в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-