Решение о взыскании суммы переплаты пенсии УПФР-Аляпина



Дело № 2 - 1394/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2010 года с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,

с участием представителя истца Зиганшиной Л.М. (доверенность № 9 от 05 апреля 2010 года), представитель третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Матвеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Иглинском районе Республики Башкортостан к Аляпиной ФИО11 о взыскании суммы переплаченной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Иглинском районе Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Аляпиной С.М. о взыскании суммы переплаченной пенсии в размере 141 192 рублей 55 копеек.

Истец свои требования мотивирует тем, что 17 июля 2010 года Государственным Учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан была назначена и выплачивалась трудовая пенсия по случаю потери кормильца Аляпиной С.М. в соответствии п. 1. ст. 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ на основании представленных документов.

17 мая 2010 года в Управление ПФР поступила информация о том, что Аляпина С.М. решением суда от 16 ноября 2002 года ограничена в родительских правах в отношении сыновей ФИО12, Дата обезличена года рождения и ФИО7, Дата обезличена года рождения. Указанное ограничение в правах не снято и в настоящее время. Однако ответчик до 01 июня 2010 года получала пенсию по случаю потери кормильца, что противоречит п.п. 2 п. 2 ст.9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Более того, вышеуказанным решением суда органу опеки и попечительства Иглинского РОНО предписано решить вопрос о назначении опекунов несовершеннолетних детей ответчика.

Из указанного следует, что Аляпина С.М. не занята уходом за несовершеннолетними детьми, что лишает ее права на получение пенсии по случаю потери кормильца по п.п. 2 ч. 2 ст. 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ как супруги, занятой уходом за детьми, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 9. указанного Федерального закона.

Нормами п. 4 ст.23 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ предусмотрена ответственность пенсионера за безотлагательное извещение территориальных органов Пенсионного фонда РФ о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий, согласно ст. 25 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ виновные лица обязаны возместить Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб.

Указанное положение корреспондирует нормам ст. 1102 ГК РФ, согласно которой, исходя из обстоятельств, вследствие неосновательного обогащения, пенсионер обязан вернуть неосновательно приобретенное имущество (суммы пенсии), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Гражданского кодекса РФ.

В результате сокрытия факта ограничения в правах по вине Аляпиной С.М. образовалась переплата пенсии за период с 01.11.2002 года по 31.05.2010 год в размере 141 192 рублей 55 копеек.

Истец просит суд взыскать с ответчика указанную сумму переплаты и уплаченную государственную пошлину в размере 3011 рублей 93 копеек.

Определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 24 сентября 2010 года отдел опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан привлечен в качестве третьего лица по делу.

Ответчик Аляпина С.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представила, не просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие. В материалах дела имеются сведения, подтверждающие надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель истца Зиганшина Л.М. иск поддержала, не возражала против рассмотрения дела в отсутствии ответчика.

В соответствии ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Матвеева Г.А. не возражала против удовлетворения исковых требований истца.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают.

Согласно п. 4 ст. 23 указанного Федерального закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В случае невыполнения указанных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий, согласно ст. 25 Федерального Закона виновные лица обязаны возместить Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1109 ГК РФ.

Судом установлено, что 17 июля 2010 года Государственным Учреждением - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан была назначена и выплачивалась трудовая пенсия по случаю потери кормильца Аляпиной С.М. в соответствии п. 1 ст. 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

Решением Иглинского районного Республики Башкортостан суда от 16 ноября 2002 года Аляпина С.М. ограничена в родительских правах в отношении сыновей ФИО13, Дата обезличена года рождения, и ФИО7, Дата обезличена года рождения.

Данным решением суда органу опеки и попечительства предписано решить вопрос о назначении опекунов несовершеннолетних детей ответчика. Решение вступило в законную силу.

Постановлением главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 25 ноября 2002 года № 11-1101 ФИО8 назначен опекуном над несовершеннолетним ФИО7, Дата обезличена года рождения. Указанным постановлением с Дата обезличена года назначено ежемесячное пособие на содержание несовершеннолетнего ФИО7

В связи отказом ФИО8 от выполнения опекунских обязанностей, постановлением главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО9 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО7, Дата обезличена года рождения. Указанным постановлением с Дата обезличена года назначено ежемесячное пособие на содержание несовершеннолетнего ФИО7

Ответчик до 01 июня 2010 года получала пенсию по случаю потери кормильца, что противоречит п. п. 2 п. 2 ст. 9 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.

В результате сокрытия факта ограничения в родительских правах по вине ответчика Аляпиной С.М. образовалась переплата пенсии за период с 01 ноября 2002 года по 31 мая 2010 год в размере 141 192 рублей 55 копеек.

В соответствии с п. 2 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности.

Ответчиком в ходе подготовки дела к судебному разбирательству был заявлен, что истцом пропущен срок исковой давности.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Истец просит взыскать с ответчика переплату сумм пенсии с 01 ноября 2002 года по 31 мая 2010 год в размере 141 192 рублей 55 копеек, что противоречит требованиям п. 2 ст. 1109 ГК РФ.

Исходя из указанного, подлежит взысканию с ответчика переплату пенсии за последние три года, с 01 июня 2007 года по 31 мая 2010 год в размере 79719 рублей 17 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежит удовлетворению требование истца о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере 2591 рублей 58 копеек, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Аляпиной ФИО14 в пользу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Иглинском районе Республики Башкортостан переплату сумм пенсии в размере 79719 рублей 17 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2591 рублей 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-