решение по делу об устранении нарушений экологического и санитарно- эпидемиологического законодательства



Дело № 2 – 1661 / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2010 года с. Иглино

Судья Иглинского районного суда Республики Башкортостан Иркабаев М.Ф.,

с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинова С.К., представителя ответчика ФИО3 (доверенность ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об устранении нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> об устранении нарушений экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Истец свои требования мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению жителей д. <адрес>. Проверкой установлено, что ответчиком эксплуатируется свалка твердых бытовых отходов (далее — ТБО), расположенная на территории сельского поселения <адрес>, в 600 метрах от деревни <адрес>.

При эксплуатации свалки ТБО ответчиком допускаются грубые нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: отходы расположены хаотично по всей площади свалки, свалка практически вся переполнена неуплотненными отходами, прилегающая к свалке территория захламлена отходами. Визуально площадь, на которой размещены отходы, значительно превышают размеры отведенного под свалку участка. Не организован мониторинг, не разработан технологический регламент эксплуатации свалки. Территория свалки ТБО не огорожена, отсутствует перехватывающая обводная канава и земляной вал. Не ведется журнал учета поступающих отходов. Мероприятия по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду никем не проводятся, в том числе и по рекультивации свалки.

Истец просит суд обязать ответчика устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, в 600 метрах от <адрес>; принять меры по приведению свалки ТБО в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по очистке прилегающей к свалке территории от твердых бытовых отходов.

В судебном заседании помощник прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинов С.К. иск поддержал.

Представитель ответчика администрации СП <адрес> муниципального района <адрес> РБ ФИО3 иск не признал, указав, что в основу своего иска прокурором положены доводы не соответствующие действительности. Заключение прокурор делает на основании лишь визуального наблюдения, однако необходимых замеров площади свалки не были произведены, достоверных доказательств не представлено.

Доводы истца об отсутствии перехватывающей обводной канавы необоснованны, поскольку указанная канава имеется в наличии, в качестве доказательства ее отсутствия прокурором представлен лишь снимок участка свалки, из которого не ясно, является ли снятый участок окраиной свалки, где необходимо соответствующее сооружение (канава, ограждение). Администрация сельского поселения <адрес> своевременно (один раз в две недели) производит бутировку отходов находящихся на полигоне ТБО. Размещение отходов осуществляется в соответствии с заключением Министерства природоохранных ресурсов <адрес> рассмотрении проекта нормативов образования отходов и утверждении лимитов на их размещение. В настоящее время администрацией сельского поселения изготовлен и ведется журнал учета поступающих отходов.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Администрацией сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> эксплуатируется свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории сельского поселения <адрес>, в 600 метрах от деревни <адрес>

Указанная свалка эксплуатируется ответчиком на основании постановления главы администрации <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора и отводе земельного участка для обустройства свалки <адрес>».

В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком ненадлежащим образом осуществляется эксплуатация свалки ТБО и не принимаются меры по очистке прилегающей территории к свалке от отходов производства и потребления. Площадь, на которой размещены отходы, значительно превышают размеры отведенного под свалку участка. Не организован мониторинг, не разработан технологический регламент эксплуатации свалки. Территория свалки ТБО не огорожена, отсутствует перехватывающая обводная канава и земляной вал. Не ведется журнал учета поступающих отходов.

Указанные нарушения подтверждаются актом осмотра свалки ТБО от
ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ
в отношении главы администрации СП <адрес> ФИО4,
постановлением о назначении административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ, фотоснимками свалки ТБО.

Утверждения представителя ответчика о том, что размещение отходов осуществляется в соответствии с заключением Министерства природоохранных ресурсов Республики Башкортостан рассмотрении проекта нормативов образования отходов и утверждении лимитов на их размещение не нашли своего подтверждения в судебном заседании. В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика не были представлены доказательства.

В соответствии с п. 2.1 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требовании к устройству и содержания полигонов для ТБО» полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

СанПиН предусматривает, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. Указанные требования распространяются и на свалки ТБО.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пункт 1 ст. 22 указанного закона устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Данное право обеспечивается, прежде всего, соблюдением санитарного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, в том числе организацией сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых отходов и мусора.

При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, в 600 метрах от деревни <адрес>.

Обязать Администрацию сельского поселения Кудеевский сельсовет муниципального района <адрес> принять меры по приведению свалки твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, а также по очистке прилегающей к свалке территории от твердых бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано или принесен протест в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-