Дело № 2 - 619/ 2011РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2011 года с. Иглино
Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,
с участием истца Каримова Ф.С., ответчика Яруллина И.Ф., представителя третьего лица Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Исхакова Р.Р. (доверенность от 10 февраля 2011 года), представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Газизуллина Р.Р. (доверенность от 10 февраля 2011 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримова ФИО1 к Яруллину ФИО2 о прекращении права аренды на земельный участок, об исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
Каримов Ф.С. обратился в суд с иском к Яруллину ФИО2 о прекращении права аренды на земельный участок, об исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Истец свои требования мотивирует тем, что 19 августа 2001 года рассмотрев его заявление и материалы межевания земельного участка, Главой Акбердинской сельской администрации Иглинского района Республики Башкортостан вынесено постановление о предоставлении истцу земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов площадью 0,20 га в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. Блохино. Данным земельным участком он пользуется и по настоящее время.
В 2009 году истец решил оформить земельный участок в собственность. 11 февраля 2011 года истец, обратившись за выпиской из ЕГРП на земельный участок выяснил, что данный земельный участок представлен в аренду ответчику Яруллину И.Ф..
Истец просит суд прекратить право аренды за ответчиком Яруллиным И.Ф. на земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:212, расположенный по адресу: д. <адрес>, исключить запись из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Лица, участвующие в судебном заседании, не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» Республики Башкортостан. Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата» Республики Башкортостан.
В судебном заседании истец Каримов Ф.С. иск поддержал.
Ответчик Яруллин И.Ф. иск не признал указав, что истцом с момента выделения ему земельного участка в 2001 году, не предпринималось никаких мер по оформлению выделенного ему земельного участка ни в собственность, ни на праве бессрочного пользования, ни на правах аренды. Право собственности на земельный участок истец не зарегистрировал в государственном органе, как того требуют положения п. 1 ст. 131 ГК РФ. Права на земельный участок возникают с момента государственной регистрации таких прав, регистрация и получение правоустанавливающих документов на земельный участок зависит исключительно от волеизъявления землепользователя. Из представленных истцом документов следует, что Каримову Ф.С. был выделен земельный участок, однако с его стороны не предпринималось никаких действий по регистрации права собственности на выделенный земельный участок с 2001 года по настоящее время.
Ответчик Яруллин И.Ф. с момента выделения ему земельного участка в аренду оформил его в соответствии с требованиями действующего законодательства, несет бремя содержания недвижимого имущества. Яруллиным И.Ф. зарегистрировано право аренды на оспариваемый земельный участок.
Представитель третьего лица Администрации муниципального района Иглинский район РБ Исхаков Р.Р. пояснил суду, что местоположение земельного участка, предоставленного истцу Каримову Ф.С. на основании постановления главы Акбердинской сельской администрации Иглинского района Республики Башкортостан от 19 августа 2001 года невозможно установить. Предоставленный истцу земельный участок на протяжении всего периода не обрабатывался и не застраивался. Более того, в указанном выше правовом акте, закрепляющем право истца Каримова Ф.С. на земельный участок, не указан какой-либо индивидуализирующий признак, позволяющий определить границы и местоположение земельного участка. Из имеющихся в деле материалов установлено, что межевание не проводилось, границы данного земельного участка на местности не устанавливались, какие-либо иные землеустроительные работы не проводились.
Истец Каримов Ф.С., ссылаясь на постановление главы Акбердинской сельской администрации Иглинского района РБ от 19.08.2001 года, в котором указана только площадь земельного участка, определил, что фактическому расположению его земельного участка соответствует земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:212, расположенный по адресу: д. <адрес>, предоставленный на основании постановления ответчику Яруллину И.Ф. на праве аренды.
В соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» только сведения государственного кадастрового учета позволяют определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Учитывая, что земельный участок, предоставленный в 2001 году истцу Каримову Ф.С., не поставлен на кадастровый учет, его границы достоверно не определены, установить совпадение границ данного земельного участка с земельным участком, предоставленным постановлением первого заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 11-2951 от 25 ноября 2008 года на праве аренды ответчику Яруллину И.Ф., не представляется возможным.
Поскольку право землепользования на оспариваемый участок истцом не оформлено, границы земельного участка не определены, у уполномоченного органа - Администрации МР Иглинский район РБ имелись все основания для вынесения постановления о предоставлении земельного участка ответчику на праве аренды. Доказательств наложения одного земельного участка на другой суду не представлено. Представитель третьего лица просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан Газизуллин Р.Р. просил в иске отказать.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, изучив и исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст.ст. 2, 29 и 34 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права и реализовать предоставленные полномочия.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, что постановлением главы Акбердинской сельской администрации Иглинского района Республики Башкортостан № 80 от 19 августа 2001 года истцу был выделен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов площадью 0,20 га в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: деревня <адрес>.
В соответствии со ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ст. 5 указанного федерального закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» кадастровый номер – уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.
Из анализа указанных федеральных законов следует, что единственным индивидуализирующим признаком земельного участка является его кадастровый номер.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000 года № 28-ФЗ (действующий в рассматриваемый период) в Едином государственном реестре земель содержатся основные сведения о земельных участках, в том числе кадастровые номера, местоположение (адрес). Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Статья 16 того же Федерального закона определено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Истцом не были представлены доказательства, и они не были добыты судом, что после вынесения постановления о предоставлении ему земельного участка, была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр земель или спорному земельному участку присвоен почтовый адрес. Из представленных истцом документов невозможно установить, какой именно земельный участок ему выделен.
Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных (абсолютных) прав на недвижимое имущество - их возникновение, переход и прекращение.
В пункте 1 статьи 2 данного федерального закона указано, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что поскольку истцом земельный участок не поставлен на кадастровый учет, его границы не определены, не была произведена государственная регистрация, право на спорный земельный участок у истца не возникло.
Утверждения истца о том, что он пользуется спорным земельным участком, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не подтверждены доказательствами.
Судом установлено, Постановлением первого заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 11-2951 от 25 ноября 2008 года на праве аренды ответчику Яруллину И.Ф. предоставлен земельный участок площадью 1501 кв. м., с кадастровым номером 02:26:161501:189(З), расположенный по адресу: <адрес>, д. Блохино, для ведения личного подсобного хозяйства.
Как усматривается из материалов дела, уполномоченными органами утверждено землеустроительное дело земельного участка принадлежащего на праве аренды ответчику Яруллину И.Ф. в соответствии с действующим законодательством, в том числе было проведено согласование границ земельного участка со смежными землепользователями, права которых могут быть затронуты при проведении межевании земельного участка.
На основании постановления первого заместителя главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан № 11-2951 от 25 ноября 2008 года Муниципальное управление земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан и ответчик Яруллин И.Ф. 30 сентября 2009 года заключили договор аренды земельного участка № 238-09-26-зем на срок до 24 ноября 2012 года.
Таким образом, из представленных сторонами доказательств не усматривается возникновение права истца на земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:212, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, который предоставлен ответчику Яруллину И.Ф. в аренду на законных основаниях.
Стороны по делу не представили доказательства, и они не были добыты в ходе судебного разбирательства, что при ведении государственного земельного кадастра были допущены технические ошибки. Представленные сторонами по делу документы не подтверждают факт совпадения местонахождения земельных участков истца и ответчика. Доказательств наложения одного земельного участка на другой суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Каримова ФИО1 к Яруллину ФИО2 о прекращении права аренды за ответчиком Яруллиным И.Ф. на земельный участок с кадастровым номером 02:26:161501:212, расположенный по адресу: д. <адрес>, исключении записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий-
ФИО7ФИО7ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7
ФИО7