Дело № 2-405/ 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации08 апреля 2011 года с. ИглиноИглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,
с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинова С.К., представителя ответчиков Администрации сельских поселений Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан – Гайсарова Ф.Ф., действующего по доверенности от 07.02.2011г., Лемезинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан – Хасанова Ф.Ф., Майский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан – Ушаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и Республики Башкортостан, неопределенного круга лиц к администрациям сельских поселений Иглинский, Красно-Восходский, Лемезинский, Майский, Надеждинский, Тавтимановский сельсоветы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администраций сельских поселений, выразившегося в непринятии программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011 год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и Республики Башкортостан, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрациям сельских поселений Иглинский, Красно-Восходский, Лемезинский, Майский, Надеждинский, Тавтимановский сельсоветы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администраций сельских поселений, выразившегося в непринятии программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011 год.
Истец свои требования мотивирует тем, что Прокуратурой Иглинского района Республики Башкортостан по результатам проверки деятельности органов местного самоуправления Иглинского района Республики Башкортостан выявлены пробелы правового регулирования в области отношений, отнесенных к ведению сельского поселения.
В соответствии с п. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об обших принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что ответчиками в нарушение требований Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011 год а до настоящего времени не разработана.
Отсутствие указанных выше правового акта, который регламентирует ответчиков, создает возможность для произвольной трактовки полномочий поселения с целью извлечения незаконной выгоды. Создает возможность самостоятельно устанавливать объемы своих прав и обязанностей, принимать произвольные решения, вторгаться в компетенцию уполномоченных органов и их должностных лиц, руководителей коммерческих или некоммерческих организаций.
Истец просит суд признать бездействие ответчиков, выразившегося в непринятии программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011 год.
Определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 08 апреля 2011 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинов С.К. иск поддержал.
Представители ответчиков иск не признали, указав, что согласно п.3 ст. 19 Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Формирование и осуществление программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства выходит за пределы компетенции сельских поселений и находится в компетенции, согласно вышеизложенному, муниципальных районов.
Согласно п.п.4 п.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства является исключительной компетенцией Совета сельского поселения, а не администрации сельского поселения, как того требует прокурор. Поэтому администрация не вправе принимать такую программу и ее бездействие, выразившееся в непринятии программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, законно. К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления, должностным лицом обязанностей, возложенных на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия данных лиц. Нормы закона, на которые ссылается прокурор в обоснование своих требований, определяют полномочия, то есть права органов местного самоуправления, но не их обязанности, в решении вопросов местного значения.
Согласно п.2 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение осуществляет свою власть самостоятельно в решении вопросов местного значения. Данное положение признается и гарантируется Конституцией РФ, в частности её ст. 12 и ст. 130. Принцип самостоятельности органов местного самоуправления неоднократно разъяснялся Конституционным судам РФ, например в определении от 02.11.2006г. № 540-О (п.п.4, 4.1).
Таким образом принятие или непринятие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства находится на усмотрении сельского поселения и согласуется с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.28 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-Ф3) одним из вопросов местного значения поселения является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Какой-либо обязанности администраций сельских поселений принимать программы данное положение не предусматривает.
Статья 14 Закона №131-Ф3 разграничивает компетенцию поселения относительно компетенций других органов государственной и муниципальной власти, в пределах которых сельское поселение вправе осуществлять свою деятельность.
Как видно из содержания статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако согласно п.3 ст. 19 Закона №131-Ф3 отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение осуществляет свою власть самостоятельно в решении вопросов местного значения.
Формирование и осуществление программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства выходит за пределы компетенции администраций сельских поселений и находится, согласно вышеуказанных законодательных актов, в компетенции муниципальных районов.
Из указанного следует, что сельские поселения должны создать условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с принятыми муниципальными районными программами.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и Республики Башкортостан, неопределенного круга лиц к администрациям сельских поселений Иглинский, Красно-Восходский, Лемезинский, Майский, Надеждинский, Тавтимановский сельсоветы муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администраций сельских поселений, выразившегося в непринятии программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011 год, отказать.
Решение может быть обжаловано или принесено представление в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий-