Дело № 2 – 682/ 2011 РЕШЕНИЕ 14 июня 2011 года с. Иглино Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Иркабаева М.Ф., при секретаре Фаррахове Р.Р., с участием помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинова С.К., представителя ответчика Администрации сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Карунас Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о закрытии свалки твердых бытовых отходов (далее БТО) и рекультивации земельного участка, УСТАНОВИЛ: Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к сельскому поселению Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о закрытии свалки ТБО и рекультивации земельного участка. Истец свои требования мотивирует тем, что на территории сельского поселении Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в 360 метрах юго-восточнее от села Загорское образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. В соответствии с п. 7.1.12 требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» санитарно-защитная зона для свалок ТБО составляет 1000 м. Место под свалку отведено постановлением главы сельсовета от 12 ноября 2009 года № 11-18. Иные правоустанавливающие документы на свалку ТБО отсутствуют. Указанные нарушения подтверждаются актами осмотра территории от 28 февраля 2011 года, объяснением главы сельсовета Карунос В.Н., фотографиями и другими материалами. В связи с тем, что ответчиком организована несанкционированная свалка ТБО в санитарно-защитной зоне населенного пункта, нарушается право населения, проживающего в районе размещения данной свалки, на благоприятную окружающую среду, ответчик обязан прекратить эксплуатацию свалки ТБО, провести рекультивацию земельного участка, на котором образована свалка. Башкирский природоохранный межрайонный прокурор просит признать незаконным действие ответчика, выразившееся в организации несанкционированной свалки ТБО в 360 метрах юго-восточнее от с. Загорское; обязать ответчика принять меры по прекращению эксплуатацию свалки ТБО, а также по рекультивации земельного участка, на котором она образована. В ходе подготовке дела к судебному разбирательству определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 23 мая 2011 года судом привлечен в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований Роспотребнадзор по Республике Башкортостан. Представитель третьего лица Роспотребнадзор по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело без его участия, иск прокурора поддерживает. Лица, участвующие в деле, не возражали против рассмотрения дела в отсутствии представителя третьего лица Роспотребнадзор по Республике Башкортостан. В судебном заседании помощника прокурора Иглинского района Республики Башкортостан Шамсутдинов С.К. иск поддержал. Представитель ответчика Администрации сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Карунас В.Н. иск не признала, указав, что в состав Балтийского сельсовета входят 5 населенных пунктов, в том числе д. Загорское. У каждого населенного пункта имеется своя свалка ТБО. Вблизи д. Загорское на расстоянии приблизительно 350 метров от ближайшего жилого дома по ул. Садовой, находится свалка ТБО, площадью 0,5 га. Постановлением главы администрации сельского поселения Балтийский сельсовет № 12-79 от 28 декабря 2005 года утвержден акт выбора земельного участка под размещение свалки ТБО в д. Загорское, площадью 0,5 га. Постановлением сельского поселения № 11-18 от 12 ноября 2009 года отведен земельный участок под свалку ТБО. Администрацией района земельный участок для размещения свалки не выделялся. Согласно ордеру № 58 на производство земляных работ, выданного главным архитектором района в сентябре 2010 года сельсоветом были проведены работы по подготовке места под свалку. Эксплуатацией свалки ТБО занимается сельское поселение. Размещение свалки ТБО в другом месте не представляется возможным. Главный специалист отдела надзора за состоянием среды обитания и условиями проживания Магзюмов И.Р., привлеченный судом в качестве специалиста, пояснил суду, санитарно-защитная зона для свалок ТБО устанавливается в зависимости от класса опасности отхода. От класса опасности отходов зависит и расстоянии свалки от населенного пункта. Выслушав стороны, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 254 гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Согласно ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза мусора с территории населенного пункта. Судом установлено, что постановлением сельского поселения Балтийский сельсовет Иглинского района Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 12-79 об утвержден акт выбора границ свалок расположенных на территории сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинского района Республики Башкортостан в целях благоустройства населенных пунктов. Указанным постановлением также утверждены границы земельного участка в д. Загорск, площадью 0,5 га, для свалки. Постановлением администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от 31 мая 2011 года разрешено сельскому поселению Балтийский сельсовет проектирование свалки ТБО на земельном участке площадью 0,5 гектара в 0,3 км юго-восточнее д. Загорск. Указанным постановлением застройщику поручено выполнить инженерно-геологические изыскания в объеме, необходимом для проектирования и получить в МАУ «Отдел архитектуры и градостроительства» градостроительный план земельного участка. Ответчиком указанные документы в суд не были представлены. Главным архитектором Иглинского района Республики Башкортостан выдан ордер № 58 от 03 июля 2010 на производство земляных работ, копка траншей, для благоустройства свалок в населенном пункте д. Загорск. Собранием граждан д. Загорск сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принято решение благоустроить старую свалку, что подтверждается протоколом общего собрания граждан д. Загорск от 21 сентября 2010 года. В силу ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, деятельность по размещению отходов осуществляется в специально оборудованных местах. В связи с чем, ссылка ответчика о законности размещения твердых бытовых отходов, земельный участок под которыми отведено постановлением главы сельсовета № 11-18 от 12 ноября 2009 года, не может являться основанием для несанкционированного размещения бытовых отходов. При этом судом установлено, что ответчиком при осуществлении деятельности по вывозу твердых бытовых отходов допускаются ряд нарушений действующего законодательства: не представлен проект обоснования размера санитарно-защитной зоны; не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту расчетной санитарно-защитной зоны; не получено разрешение на осуществление деятельности по обращению с отходами производства и потребления, оформленного в установленном законом порядке. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Доводы представителя ответчика о том, что для устранения выявленных нарушений необходимы денежные средства, которыми администрация сельского поселения, как органа местного самоуправления, финансируемое из бюджета не обладает, суд считает неубедительными. Данное суждение противоречит требованиям законности, поскольку отсутствие бюджетного финансирования не является основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечивать безопасность выполнения организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что оспариваемая свалка твердых бытовых отходов размещена на земельном участке, площадью 0,5 га и расстоянии до жилой застройки 350 метров. В силу п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 объекты коммунального назначения, содержащие участки компостирования твердых бытовых отходов, относятся к 2 классу опасности и имеют санитарно-защитную зону 500 метров. Поскольку твердые бытовые отходы размещены, как пояснял представитель ответчика, с целью хранения и компостирования, то санитарно-защитная зона до жилой застройки должна составлять не менее 500 метров. Однако, как следует из материалов дела и стороны по делу не оспаривали расстояние от свалки ТБО, до жилой застройки составляет всего 350 метров. Утверждение представителя ответчика о том, что оспариваемая истцом свалка организована ответчиком с целью размещения твердых бытовых отходов, относящиеся к 3, 4 и 5 классам опасности, не подтверждены доказательствами. В материалах дела имеются лимиты размещения отходов по сельскому поселению Балтийский сельсовет МР Иглинский район РБ на 2008 – 2012 годы (перечень и количество размещаемых отходов), которые утверждены начальником ПМУ Минприроды РБ 19 июня 2008 года. В указанном документе отражены сведения об отходах образуемые на территории сельского поселения, в том числе класс их опасности (указаны 2, 3, 4, 5 классы) и количество размещаемых отходов в свалку. Ссылка представителя ответчика невозможность вывоза отходов и мусора в иное место кроме указанной свалки ТБО, а запрещение данной свалки приведет к скоплению мусора и отходов на территории населенного пункта суд считает неубедительными. Представителем ответчика не были представлены доказательства о невозможности строительства свалки ТБО в достаточно безопасном месте от населенного пункта, с соблюдением санитарно-защитной зоны. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Из анализа вышеуказанных обстоятельств следует, что ответчиком не выполняется законодательство Российской Федерации, устанавливающего требования по вопросам безопасного размещения, складирования, хранения, вывоза отходов производства и потребления, чем нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку несоблюдение санитарно-эпидемиологической зоны может нанести существенный и непоправимый вред их жизни, здоровью. Таким образом, требования прокурора о признании незаконными действий ответчика по организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в 360 метрах юго-восточнее от с. Загорское и обязать ответчика принять меры по прекращению эксплуатацию свалки ТБО, а также по рекультивации земельного участка, на котором она образована, подлежат удовлетворению в силу абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым определяется способ защиты гражданских прав, а именно восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Статья 258 ГПК РФ предусматривает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявление прокурора удовлетворить. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным действие администрации сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, выразившееся в организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в 360 метрах юго-восточнее от с. Загорское. Обязать администрации сельского поселения Балтийский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан принять меры по прекращению эксплуатацию свалки ТБО, а также по рекультивации земельного участка, на котором она образована. Решение может быть обжаловано или принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий -