иск Манеев С.Р. моральный вред



Дело № 2-846/2011

           РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2011 года                      с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,

с участием представителя ответчика Отдела ВК РБ по Иглинскому и Нуримановским районам Гиззатуллиной З.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манеев ФИО1 к Нуримавновскому РВК Республики Башкортостан, Войсковой части 65349 о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Манеев С.Р. обратился в суд с иском к Нуримановскому РВК Республики Башкортостан, Войсковой части 65349 о компенсации морального вреда.

Истец свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был призван в ряды Вооруженных сил РФ на действительную военную службу Нуримановским РВК Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ он направлен для прохождения военной службы в войсковую часть , которая находилась в <адрес>. Руководство воинской части ненадлежащим образом не исполняло свои обязанности по обеспечению контроля взаимоотношений между старослужащими и новобранцами, в связи чем в воинской части начали возникать неуставные отношения между старослужащими и новобранцами. В результате таких неуставных отношений в 2000 году в момент прохождение службы, истец был избит старослужащими солдатами, он получил увечье в виде закрытых черепно-мозговых травм. После получения травмы он был направлен в городскую больницу <адрес> для установления диагноза его болезни в результате полученной травмы. ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссии вынесено заключение не пригодности к военной службе и был уволен досрочно из рядов Вооруженных сил РФ. С марта месяца 2000 года ему было назначено пенсия, которую он получал в течение в трех месяцев, после чего начисление пенсии прекратилась. Истец неоднократно обращался в Нуримановский РВК РБ с просьбы оказать содействия назначении пенсии, однако получал отказ без всяких пояснений. Находясь в места лишение свободы головные боли начали беспокоит больше и чаще, а лекарственные средства выросли в цене несколько раз.         

Истец просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 3 000 000 рублей, просит также суд рассмотреть вопрос о выплате ему пенсий в результате полученных травм во время прохождения военной службы.

Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Манеев ФИО1 к Нуримавновскому РВК Республики Башкортостан, Войсковой части 65349 о компенсации морального вреда, отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Истец Манеев С.Р. о месте и времени рассмотрения дела судом извещен своевременно через администрацию ФБУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес>, в котором он содержится. Факт нахождения его под стражей не дает суду оснований для признания его явки обязательной и этапирования в суд на рассмотрение дела, поскольку этапирование осужденного по гражданским делам нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ не предусмотрены.

Представитель ответчика Войсковой части 65349 в судебное заседание не явился. Из сообщения командира Войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Войсковая часть 65349 (81 мотострелковой полк) ДД.ММ.ГГГГ расформирован.     

Представитель ответчика Отдела ВК РБ по Иглинскому и <адрес>м Гиззатуллина З.Н. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истца и представителя ответчика Войсковой части 65349.            

В судебном заседании представитель ответчика Отдела ВК РБ по Иглинскому и <адрес>м Гиззатуллина З.Н. иск не признала, указав, что Манеев ФИО1 снят с воинского учета в 2004 году. Личное дело призывника Манеева С.Р. и учетная карточка на основании приказа Министерства обороны РФ года уничтожены актом, в связи с истечением срока хранения. Из представленного истцом документа следует, что он травмы головы получал до призыва воинскую службу, что подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ выданной военно-врачебной комиссией 358 ОВКГ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Порядок прохождения военной службы регламентирован ст. 59 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих".

По смыслу ч. 1 ст. 37 и 59 Конституции во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "д", "е") военная служба, служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанный с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ст. ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. ч. 1 и 3), 39 (ч. ч. 1, 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. п. "в", "м") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

В соответствии с п. 2 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

В целях реализации конституционной обязанности государства был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», которым определен размер страховой суммы и порядок ее выплаты, в том числе в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов (п. 2 ст. 5, ст. 11).

Из материалов дела следует и судом установлено, что истец был призван на военную службу по призыву в Вооруженные силы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ комиссией ВВК 358 ОВКГ истец признан - ограниченно годен к военной службе и уволен досрочно ДД.ММ.ГГГГ.

Утверждение истца о том, что результате неуставных отношений в 2000 году в момент прохождение военной службы, он был избит старослужащими солдатами, получил увечье в виде закрытых черепно-мозговых травм, не нашли достоверного подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Из свидетельства болезни от ДД.ММ.ГГГГ выданной военно-врачебной комиссией следует, что Манеев С.Р. в октябре 1997 года во время игры в школе упал, получил травму головы с кратковременной утратой сознания, около двух недель лечился стационарно. В феврале 1998 года в автоаварии, в июне 1998 года при падении на стройке получал травмы головы с кратковременной утратой сознания, за медицинской помощью не обращался. В последующем беспокоили головные боли, стал более раздражительным, несдержанным. При призыве жалоб не предъявлял. В январе 2000 года после физических и эмоциональных нагрузок усилились головные боли, появилось чувство внутреннего напряжения. Командованием характеризуется отрицательно. Направлен на исследование в психиатрическое отделение. Находился на исследовании и лечении в 358 ОВКГ с 17 января по ДД.ММ.ГГГГ.     Диагноз - последствия повторных закрытых черепно-мозговых травм с отдельными органическими знаками и умеренно выраженными эмоционально-волевыми нарушениями.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец получил увечье в виде закрытых черепно-мозговых травм еще до призыва в Вооруженные силы Российской Федерации.

Статьями 16, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено единовременное пособие при досрочном увольнении военнослужащих в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья, полученного ими при исполнении обязанностей военной службы.

Судом установлено, что истцом были получены все выплаты в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".

Из сообщения заместителя руководителя управления обязательного государственного страхования «Страхового открытого акционерного общества «ВСК» следует, что по представленным документам на Манеев ФИО1, в связи досрочном увольнением с военной службы ему, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», была выплачена страховая сумма в размере 3140 рублей. Указанная сумма была перечислена ДД.ММ.ГГГГ в ОСБ , расположенное в <адрес> на лицевой счет «новый».

Вместе с тем, истец полагает, что он получил травму при исполнении обязанностей военной службы в результате не обеспечения безопасных условий прохождения службы, в связи с чем имеются основания для возмещения морального вреда. При этом истец просит суд взыскать компенсацию морального вреда с ответчиков Нуримавновского РВК Республики Башкортостан, Войсковой части 65349, 81 полк Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно статьи 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 настоящего Кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из пункта 2 статьи 1064 ГК РФ следует, что ответственность за причинении вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.

Таким образом, возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья военнослужащему, исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение. В связи с этим должны быть установлены конкретный причинитель вреда и его вина в причинении вреда.

В соответствии ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Право на возмещение морального вреда в рамках ст. 151 Гражданского кодекса РФ возникает только при наличии одновременно следующих условий, наличие которых должно быть доказано истцом: причинением вреда; неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда; причинная связь между неправомерным действием (бездействием) и наступившим вредом; вины причинителя вреда.

Для доказывания вышеуказанных условий возникновения обязательства законодательством не установлены какие-либо правила, в силу действия ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.

Истцом не представлены доказательства и в ходе судебного разбирательства они не были добыты, что в результате неправомерных действий ответчиков ему причинен моральный вред. Из представленных доказательств не усматривается причинно-следственной связи между неправомерным действиями (бездействиями) ответчиков и причинением истцу морального вреда.

Из материалов дела видно, что ответчики непосредственными причинителями вреда не являются, каких-либо противоправных действий по отношению к пострадавшему лицу они не совершали.

При таких обстоятельствах, учитывая положения приведенных норм, правовых оснований для возложения ответственности за причинение вреда на ответчиков не имеются.

Поскольку в действиях ответчиков по отношению к истцу отсутствует вина в причинении вреда здоровью и как следствие в причинении физических и нравственных страданий также не имеется правовых оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца компенсации морального вреда в соответствии со статьей 151 ГК РФ.

Утверждения ответчика о том, что с марта месяца 2000 года ему была назначена пенсия по инвалидности и через 3 месяца выплаты пенсии была прекращена, суд считает неубедительными, поскольку указанные утверждения в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ подтверждены доказательствами.

Согласно сообщению главного врача <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Манеев ФИО1, 1981 года рождения, инвалидности не имеет.

Из сообщения начальника Управления пенсионного фонда РФ по <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Манеев ФИО1, 1981 года рождения, в базе АРМ «Назначения и выплата пенсии» не значится.

При таких обстоятельствах, не подлежит к рассмотрению и разрешению в судебном порядке требование истца об установлении инвалидности и о выплате ему пенсий в результате полученных травм, поскольку истцом не были представлены доказательства, что ему отказали в назначении пенсии, а назначении пенсии носит заявительный характе<адрес> заявлением он имеет право обратиться к администрации ФБУ ИК-16 ГУФСИН России по <адрес>, в котором он содержится.

Руководствуясь ст. ст. 193 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Манеев ФИО1 к Нуримавновскому РВК Республики Башкортостан, Войсковой части 65349 о компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-