гражданское дело по иску Ситдиковой к Мирьяновой об устранении нарушений, не связанных с лишением владения



Дело № 2-1384/2011        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2011 года                                                                     с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

с участием истца Ситдиковой Д.Ш.,

при секретаре Фарраховой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ситдиковой ФИО3 к Мирьяновой ФИО1 об устранении нарушений, не связанных с лишением владения,

УСТАНОВИЛ:

Ситдикова Д.Ш. обратилась в суд с иском к Мирьяновой Р.Я. об устранении нарушений, не связанных с лишением владения, указав, что с 1985 года проживает по адресу: <адрес>, де<адрес>, является собственником земельного участка площадью 3452 кв.м. с кадастровым номером , расположенного на нем жилого дома и надворных построек.

Ответчик Мирьянова Р.Я. является собственником смежного земельного участка, жилого дома и надворных построек по адресу: д. Кляшево, <адрес>. Жилой дом, принадлежащий Мирьяновой Р.Я., расположен на границе земельных участков, а два дощатых туалета - частично на земельном участке истца.

Истец со ссылкой на существующие санитарные нормы полагает, что постройки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от границы со смежными участками, а жилой дом должен находиться на расстоянии не менее трех метров. Утверждает, что во время дождей вода с крыши дома течет на ее гараж, что создает ей серьезные препятствия в пользовании участком. Полагает, что жилой дом и туалеты Мирьяновой Р.Я. должны быть признаны самовольными постройками и подлежат сносу ответчиком.

Истец просит суд обязать ответчика Мирьянову Р.Я. устранить препятствия в пользовании ею своим земельным участком площадью 3452 кв.м. с кадастровым номером 02:26:170602:86, расположенным по адресу: <адрес>, де<адрес>, снести бревенчатый дом и два дощатых туалета, возведенные с нарушением прав истца и строительных норм.

В судебном заседании истец Ситдикова Д.Ш. иск поддержала.

Ответчик Мирьянова Р.Я. и ее представитель Исхаков Р.Р. в судебное заседание не явились и просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В представленном суду письменном возражении на иск представитель ответчика Исхаков Р.Р. указывает на то, что жилой дом по адресу: де<адрес>, построен в 1960 году, когда не существовало нормативных актов, нормирующих расстояния до границы смежного земельного участка. Полагает, что действие существующих в настоящее время санитарных норм о расстоянии от жилого дома до границы смежного земельного участка не может быть распространено на отношения, возникшие по поводу строительства спорного дома. Также представитель ответчика ссылается на вступившее в законную силу решение Иглинского районного суда РБ от 28 сентября 2010 года об обязании Ситдиковой Д.Ш. снести гараж, признанный самовольной постройкой и нарушающий права Мирьяновой Р.Я. Иск не признает в части требования о сносе бревенчатого дома, расположенного по адресу: <адрес>, де<адрес>.

Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.

Как указано в п.п. 45, 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.

Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

Как видно из представленных сторонами документов, Ситдиковой Д.Ш. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок с кадастровым номером 02:26:170602:86, расположенные по адресу:     <адрес>.

Право собственности возникло у Ситдиковой Д.Ш. на основании решения Иглинского районного суда РБ от 15 декабря 2010 года. Государственная регистрация права собственности произведена 23 июня 2011 года, что подтверждается копиями представленных свидетельств о государственной регистрации права.

На основании договора № 164 купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, от 24 сентября 2009 года Мирьянова Р.Я. является собственником земельного участка общей площадью 3328 кв.м., кадастровый номер 02:26:170602:87, расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена 05 ноября 2009 года, о чем Мирьяновой Р.Я. выдано свидетельство о государственной регистрации права. Также Мирьяновой Р.Я. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, расположенный по тому же адресу. Право собственности на жилой дом возникло у Мирьяновой Р.Я. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15 июня 2005 года № 2970 и зарегистрировано 27 сентября 2005 года.

Ранее Мирьянова Р.Я. обращалась в суд с иском к Ситдиковой Д.Ш. об устранении нарушений, не связанных с лишением владения.

В ходе судебного разбирательства по поручению суда муниципальным унитарным предприятием «Землемер» выполнены кадастровые работы по определению границ земельных участков, расположенных за номерами 68 и 69 по <адрес> согласно кадастровым планам и установлено местонахождение построек относительно границ спорных земельных участков, о чем составлена схема.

Из представленной схемы видно, что фактическая граница между земельными участками не соответствует границе согласно сведений государственного кадастра недвижимости. Так, участок фактической смежной границы между летней кухней и баней Ситдиковой Д.Ш. отстоит до 1 м. вглубь земельного участка . Участок этой же смежной границы, начиная от юго-западного угла бани Ситдиковой Д.Ш., отстоит до 0,46 м. вглубь земельного участка .

Таким образом, забор, возведенный Ситдиковой Д.Ш., частично находится на земельном участке, принадлежащем Мирьяновой Р.Я. Гараж, летняя кухня и баня, находящиеся на земельном участке , расположены ближе чем 1 м от кадастровой границы земельного участка . Жилой дом, принадлежащий Мирьяновой Р.Я., расположен на границе смежных земельных участков. Принадлежащие ей два дощатых туалета частично находятся в пределах кадастровых границ земельного участка .

Вступившим в законную силу решением Иглинского районного суда РБ от 28 сентября 2010 г. постановлено обязать Ситдикову Д.Ш. устранить препятствия в пользовании Мирьяновой Р.Я. земельным участком площадью 3328 кв.м. с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. Обязать Ситдикову Д.Ш. снести бревенчатую баню, гараж и забор, летнюю кухню. Этим же решением суда отказано в удовлетворении встречного иска Ситдиковой Д.Ш. о приведении застройки Мирьяновой Р.Я. в градостроительные нормы. Основанием для отказа во встречном иске явилось то, что Ситдиковой Д.Ш. не было представлено доказательств существования ее права собственности либо иного права, предусмотренного ст. 305 ГК РФ, на земельный участок , расположенного по адресу: <адрес>.

В мотивировочной части решения Иглинского районного суда от 28 сентября 2010 года содержится вывод о том, что все постройки, находящиеся на земельных участках № и 69 близ их смежных границ, не соответствуют градостроительным нормам о минимальных расстояниях от построек до границ участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом учитывается обстоятельство, установленное вступившим в законную силу решением от 28 сентября 2010 года. В то же время, суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что для правильного разрешения дела имеет значение факт соответствия (или несоответствия) построек Мирьяновой Р.Я. градостроительным нормам на момент их возведения, а не на момент рассмотрения дела.

В соответствии с п. 2.2.48 Республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Постановлением Правительства РБ от 13.05.2008 № 153, до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости должны быть не менее:

- от усадебного, одно-, двухквартирного и блокированного дома - 3 м;

- от постройки для содержания скота и птицы - 4 м;

- от других построек (бани, автостоянки и др.) - 1 м;

- от стволов высокорослых деревьев - 4 м;

- от стволов среднерослых деревьев - 2 м;

- от кустарника - 1 м.

Данная норма соответствует требованию п. 5.3.4 Свода Правил «СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» (принят Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94), согласно которому до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно-двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.

Аналогичное требование содержится в примечании к п. 2.12 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 № 78) Указано,что хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстоянии не менее 1 м.

Как видно из технического паспорта домовладения, жилой дом по адресу: де<адрес>, построен в 1960 году. Перечисленные выше нормативы о минимальных расстояниях от построек до границ смежных земельных участков введены в 1989 году. До указанного времени не существовало нормативных актов, нормирующих указанные расстояния.

Согласно п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Таким образом, действие существующих в настоящее время санитарных норм о расстоянии от жилого дома до границы смежного земельного участка не может быть распространено на отношения, возникшие по поводу строительства спорного дома по адресу: де<адрес>. Он не может быть признан самовольной постройкой по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Также суд не принимает доводы истца Ситдиковой Д.Ш. о нарушении ее прав собственника недвижимого имущества, заключающиеся в том, что вода с крыши спорного жилого дома течет на принадлежащий ей гараж. Поскольку истец обязана снести указанный гараж, признанный самовольной постройкой и нарушающий права Мирьяновой Р.Я., права Ситдиковой Д.Ш. на гараж не подлежат судебной защите.

В то же время, суд считает обоснованными требования Ситдиковой Д.Ш. в части, касающейся сноса двух дощатых туалетов, возведенных ответчиком с нарушением градостроительных норм и нарушающих права истца как собственника земельного участка площадью 3452 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, д. Кляшево, <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Обязать Мирьяновой ФИО1 снести два дощатых туалета, установленные с нарушением строительно-технических норм, находящиеся по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Ситдиковой ФИО2 к Мирьяновой ФИО1 о сносе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий-