Об установлении факта владения на праве собственности за умершим и признании права собсвенности на жилой дом и емельны уцчасток



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2011 года                                                  с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

при секретаре Тугузбаеве А.И.,

с участием истца Асеевой В.Н.,

представителя ответчика администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Исхакова Р.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Асеевой В.Н. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - администрация МР Иглинский район РБ), сельскому поселению Балтийский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - сельскому поселению Балтийский сельсовет МР Иглинский район РБ) об установлении факта владения и пользования на праве собственности жилым домом и земельным участком ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Асеева В.Н. обратилась в суд с иском к администрации МР Иглинский район РБ, сельскому поселению Балтийский сельсовет МР Иглинский район РБ об установлении факта владения и пользования на праве собственности жилым домом и земельным участком ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования, указывая в обоснование, что она является наследником имущества, оставшегося после смерти мужа - ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в частности, жилого дома с надворными постройками и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, жилой дом представляет собой бревенчатое строение, общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., имеет надворные постройки в виде бани, предбанника, сарая, уборной, двух заборов, что подтверждается техническим паспортом от 20 июня 2007 года, земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , что подтверждается кадастровым планом земельного участка, выданным Иглинским филиалом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, указанный земельный участок был закреплен за её мужем постановлением главы Балтийского сельсовета администрации Иглинского района РБ от 17 октября 1994 года №12, при жизни он начал оформлять его в собственность, но не успел получить свидетельство о государственной регистрации права, в настоящее время жилой дом и земельный участок перешли в её владение, получить свидетельство о праве собственности по наследству она не может, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на указанное имущество, просит установить факт владения на праве собственности жилым домом и земельным участком за умершим ФИО1, признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования.

В ходе судебного заседания Асеева В.Н. подержала заявленные требования, суду пояснила, что в <адрес> её муж в ДД.ММ.ГГГГ году купил школу под слом и построил из образовавшихся строительных материалов жилой дом, при доме имелся земельный участок <данные изъяты> соток, который постановлением главы сельского поселения был предоставлен её мужу во владение и пользование, фактически они пользовались земельным участком площадью <данные изъяты> га, при жизни её муж обратился в регпалату по поводу оформления земельного участка в собственность, однако, не успел получить свидетельство о праве собственности, поскольку оно было выдано лишь 09 июня 2010 года, а он умер ДД.ММ.ГГГГ, на строительство жилого дома разрешения в соответствующих органах не получали, оформить дом на праве собственности муж не успел, после его смерти она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, после смерти ФИО1 кроме неё наследником также является их дочь.

Представитель ответчика - администрации МР Иглинский район РБ Исхаков Р.Р. с исковыми требованиями согласился частично, суду пояснил, что на основании постановления главы Балтийской сельской администрации за ФИО1 на праве пожизненного наследуемого владения был закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га, а <данные изъяты> га земельного участка были переданы ему в аренду, однако, договор аренды с ним не заключался, поэтому администрация не возражает против того, чтобы установить факт владения ФИО1 при жизни на праве собственности земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., как это указано в кадастровом паспорте, что касается требования в части признания факта владения и пользования умершим жилым домом, то считает его необоснованным, поскольку указанный жилой дом является самовольной постройкой и не может быть включен в наследственную массу.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Балтийский сельсовет МР Иглинский район РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, глава сельского поселения ФИО2 обратилась в суд посредством факсимильной связи с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя сельского поселения.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд на основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо - нотариус нотариального округа г. Уфы Маматказина И.Ю. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила и не просила дело рассмотреть в её отсутствие.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав объяснения истицы Асеевой В.Н., представителя ответчика - администрации МР Иглинский район РБ Исхакова Р.Р., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 264 ГПК суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, факта принятия наследства.

Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Земельного кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Согласно ст. 9.1 Федеральным Законом «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Как следует из материалов дела, постановлением главы Балтийской сельской администрации Иглинского района РБ от 17 октября 1994 года за №12 за ФИО1 в <адрес> закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> га, в том числе, в пожизненное наследуемое владение <данные изъяты> га, в аренду - <данные изъяты> га.

19 декабря 1994 года ФИО1 выдан государственный акт о том, что ему на праве пожизненного наследуемого владения для жилищного строительства в д. Загорск предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га.

В последующем указанному земельному участку присвоен новый адрес: <адрес>, что подтверждается справкой сельского поселения Балтийский сельский совет МР Иглинский район РБ от 19 декабря 2011 года №1669.

15 октября 2003 года в государственный кадастр недвижимости была внесена запись о присвоении земельному участку по адресу: <адрес> кадастрового номера , при этом площадь земельного участка указана как <данные изъяты> кв.м.

При жизни (14 мая 2010 года), действуя по доверенности через своего представителя ФИО2, ФИО1 обратился в отдел по Иглинскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв., кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок за ФИО1 выдан регистрирующим органом 09 июня 2010 года, то есть после смерти ФИО1, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. ст. 131, 164, 551 ГК РФ, ст. ст. 2, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.

ФИО1 умер до того, как была произведена за ним государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Вместе с тем, суд, приходит к выводу, что, обратившись в установленном законом порядке в регистрирующий орган, в соответствии со ст. 9.1 Федеральным Законом «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» он реализовал предоставленное ему право зарегистрировать земельный участок, находящийся у него в пожизненно наследуемом владении, в собственность, а стало быть, возможно установить факт того, что указанным земельным участком он при жизни владел и пользовался на праве собственности.

Что касается площади земельного участка, то суд, признавая факт владения и пользования ФИО1 на праве собственности земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., исходит из того, что представитель ответчика - администрации МР Иглинский район РБ в суде не оспаривал, что при жизни в фактическом владении ФИО1 находился земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., и не возражал против признания факта пользования умершим на праве собственности земельным участком именно в указанном размере.

Далее. В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В ходе рассмотрения дела в суде истица Асеева В.Н. не оспаривала, что при возведении жилого дома её мужем не было получено разрешение на его строительство, а после возведения дома - разрешение на введение его в эксплуатацию. Также отсутствуют данные о том, что жилой дом ФИО1 был возведен с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил и с соблюдением прав и законных интересов других лиц.

Все указанные обстоятельства свидетельствует о том, что спорный жилой дом в соответствии со ст. 222 ГК РФ имеет признаки самовольного строения, а стало быть, он не мог принадлежать ФИО1 на законных основаниях и, как следствие этого, не может быть включен наследственную массу после его смерти.

С учетом изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Асеевой В.Н. в части установления факта владения и пользования умершим ФИО1 жилым домом на праве собственности следует отказать.

Поскольку отсутствуют данные о факте владения и пользования умершим ФИО1 на праве собственности жилым домом, то за Асеевой В.Н. не может быть признано право собственности на данный объект недвижимости в порядке наследования.

В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским Кодексом РФ.

В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч.1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

Содержание принципа равенства наследственных долей заключается в том, что наследники в рамках одной очереди наследуют в равных долях. Такое положение призвано обеспечить юридическое равенство всех участников наследственного правоотношения.

Как усматривается, после смерти ФИО1 к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратилась его жена - Асеева В.Н.

В ходе судебного заседания Асеева В.Н. не оспаривала, что помимо неё после смерти ФИО1 имеются также другие наследники, в частности, дочь наследодателя.

Таким образом, наследники ФИО1, включая и его дочь, имеют равные права в отношении наследственного имущества, оставшегося после его смерти, а стало быть, признание права собственности в порядке наследования на земельный участок только лишь за Асеевой В.Н. может повлечь нарушение прав других наследников.

Тем более, что наследственные права в отношении земельного участка ФИО1 вправе реализовать путем получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство.

С учетом изложенного, суд полагает, что в удовлетворении требования Асеевой В.Н. о признании за ней права собственности на земельный участок в порядке наследования после смерти ФИО1 следует отказать.

руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Асеевой В.Н. удовлетворить частично.

Установить факт владения и пользования на праве собственности ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, земельным участком, кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>

В удовлетворении исковых требований Асеевой В.Н. об установлении факта владения ФИО1, умершим ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, отказать.

В удовлетворении исковых требований Асеевой В.Н. о признании право собственности в порядке наследования на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Р.Р.Сафина