О включении пристроя к жилому дому в наследственную массу, признании права собсвенности в порядке наследования



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года                                          с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

при секретаре Тугузбаеве А.И.,

с участием истца Бугвиной Ф.М.,

представителя ответчика - сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Исламгалеевой А.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бугвиной Ф.М. к сельскому поселению Иглинский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан (далее по тексту - сельское поселение Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ) о включении пристроя к жилому дому в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,

У С Т А Н О В И Л:

Бугвина Ф.М. обратилась в суд с иском к сельскому поселению Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ об установлении факта владения самовольной постройкой на праве собственности за умершим, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер её отец - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при жизни он оставил завещание, которым жилой дом с надворными постройками и земельный участок завещал ей - Бугвиной Ф.М., при жизни отец к жилому дому возвел пристрой под литером <данные изъяты>, но документально это не зарегистрировал, в настоящее время она решила оформить наследственное имущество на свое имя для чего обратилась в БТИ, ей был выдан технический паспорт на жилой дом под литерами «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», в техническом паспорте от 12 апреля 2001 года и в новом техническом паспорте от 18 октября 2011 года содержатся разночтения относительно самовольного возведения под литером «<данные изъяты>» в связи с чем она не может оформить наследственные права после смерти отца, просит установить факт владения самовольной постройкой под литером «<данные изъяты>» жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на праве собственности за умершим ДД.ММ.ГГГГ ФИО1

В ходе рассмотрения дела в суде Бугвина Ф.М. изменяла предмет и основание иска и просила включить пристрой под литерами «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в наследственную массу после смерти отца и признать за ней право собственности на жилой дом в порядке наследования по завещанию.

В ходе судебного заседания Бугвина Ф.М. поддержала свои требования, суду пояснила, что при жизни отец на праве собственности владел и пользовался жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, которое было зарегистрировано за ним в установленном законом порядке, при жизни он возвел к жилому дому пристрой под литером «<данные изъяты>», а также крыльцо под литером «<данные изъяты>», однако не успел их в установленном порядке зарегистрировать, все свое имущество, включая жилой дом и земельный участок отец завещал ей, о чем составил завещание, после его смерти она обратилась к нотариусу, было заведено наследственное дело, однако, в связи с тем, что в новом техническом паспорте указан пристрой под литером «<данные изъяты>», а в свидетельстве о праве собственности данный объект не указан, она не может зарегистрировать свои наследственные права в отношении жилого дома, просит включить пристрой в наследственную массу и признать за ней право собственности в порядке наследования на жилой дом.

Представитель сельского поселения Иглинский сельский совет МР Иглинский район РБ Исламгалеева А.М. против заявленных исковых требований не возражала, пояснив суду, что претензий относительного возведенного пристроя к жилому дому у них не имеется.

Третье лицо - нотариус Иглинского нотариального округа РБ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ранее временно исполняющий обязанности нотариуса Арапов П.Н. просил дело рассмотреть в его отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие третьего лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежал жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., литера «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>, <данные изъяты>, а также земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности от 14 февраля 2002 года и от 24 февраля 2009 года.

Из технического паспорта по состоянию на 12 апреля 2001 года следует, что домовладение состоит из жилого дома под литером «<данные изъяты>» и сеней под литером «а».

При жизни ФИО1 произвел снос сеней к жилому дому под литером «а» и возвел на его месте пристрой и веранду к жилому дому, которые в плане к техническому паспорту жилого дома по состоянию на 18 октября 2011 года указаны под литерами «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>». При этом общая площадь жилого дома не увеличилась.

В соответствии с п. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Под действие правила ст. 219 ГК подпадает только то вновь создаваемое недвижимое имущество, которое подлежит государственной регистрации.

В силу приведенных правовых норм, пристрой к существующему дому, принадлежащему гражданину на праве собственности, к вновь создаваемому недвижимому имуществу не может быть отнесен.

Он также не является самостоятельным объектом права в силу положений ст.ст. 128 и 129 ГК РФ, устанавливающих, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица).

Пристрой также не может рассматриваться как самовольно возведенное строение в силу ст. 222 ГК РФ, устанавливающую, что лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает право собственности на нее, оно не вправе распоряжаться постройкой, поскольку ФИО1 являлся собственником жилого дома, к которому он был возведен, а также земельного участка, на котором расположен данный жилой дом.

Таким образом, пристрой является неотъемлемой частью жилого дома, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, а стало быть, не может расцениваться как вновь созданное имущество или же как самовольная постройка.

Факт того, что пристрой к жилому дому возводился ФИО1 в период жизни для проживания в доме совместно с членами семьи в суде никем не оспаривался, подтверждается помимо других доказательств свидетельскими показаниями ФИО2 и ФИО3, допрошенных в ходе судебного заседания 07 декабря 2011 года.

При таком положении суд приходит к выводу, что пристрой, возведенный ФИО1 к жилому дому под литерами «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после его смерти.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.

Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно завещанию от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 все свое имущество, какое ко дню его смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы не заключалось и где бы не находилось, в том числе жилой дом с надворными постройками и земельный участок, находящиеся по адресу: <адрес>, завещал своей дочери Бугвиной Ф.М.

Бугвина Ф.М., являясь наследником ФИО1 и фактически приняв наследство после его смерти, обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что за Бугвиной Ф.М. должно быть признано право собственности в порядке наследования по завещанию после смерти отца ФИО1 на жилой дом под литером «<данные изъяты>», жилой пристрой под литером «<данные изъяты>», веранду под литером «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес>.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление Бугвиной Ф.М. удовлетворить.

Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой пристрой под литером «<данные изъяты>», веранду под литером «<данные изъяты>», входящих в состав жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>

Признать за Бугвиной Ф.М. право собственности на жилой дом под литером «<данные изъяты>», жилой пристрой под литером «<данные изъяты>», веранду под литером «<данные изъяты>», расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий        Р.Р.Сафина