по иску Ибрагимова к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании действия жилищной комиссии незаконным и обязании постановки ветерана-участника Великой Отечественной войны на учет в каче



                     Дело № 2-1212/2011

                                                         РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 года                                                   с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

с участием истца Ибрагимова Г.К., представителя истца Напольской Н.М. (доверенность от 20 июня 2011 года), представителя ответчика Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Исхакова Р.Р. (доверенность от 10 февраля 2011 года),

при секретаре Фарраховой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимова ФИО1 к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании действия жилищной комиссии незаконным и обязании постановки ветерана-участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимов Г.К. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании действия жилищной комиссии незаконным и обязании постановки ветерана-участника Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец свои требования мотивирует тем, что в феврале 2010 года им было подано заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана-участника Великой Отечественной войны.

05 февраля 2010 года состоялось заседание жилищной комиссии муниципального района Иглинский район РБ, в постановке его на учет было отказано ввиду недостаточности документов признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий. Истцом были собраны необходимые документы, и он вновь обратился с заявлением о постановке его на учет.

03 августа 2010 года состоялось заседание жилищной комиссии муниципального района Иглинский район РБ, на данном заседании было решено, что необходимо внести изменения в технический паспорт. Истцом был изготовлен технический паспорт с изменениями.

Решением жилищной комиссии муниципального района Иглинский район РБ от 22 ноября 2010 года истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было отказано, в связи с тем, что занимаемая площадь жилого помещения составляет 49,4 кв. м., более учетной нормы.

С данным решением комиссии истец не согласен, так как своего жилья он не имеет, данная квартира, где он зарегистрирован, принадлежит его внучке Дударь ФИО2. В квартире кроме истца проживают члены ее семьи, муж и ребенок. Согласно техническому паспорту в квартире две жилые комнаты, а истцу даже негде поставить кровать. В настоящее время он вынужден жить у чужих людей, где его приютят.

Истец просит суд признать действия жилищной комиссии Администрации муниципального района Иглинский район РБ незаконными, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как ветерана-участника Великой Отечественной войны.

Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2011 года в удовлетворении исковых требований Ибрагимова Г.К. к Администрации муниципального района Иглинский район РБ об оспаривании действия и обязании постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказано.

Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 июня 2001 года решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 26 апреля 2011 года отменено, дело направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

В судебном заседании истец Ибрагимов Г.К. и его представитель Напольская Н.М. иск поддержали.

Представитель ответчика администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан Исхаков Р.Р. иск не признал, указав, что в соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г., не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями - СССР за службу в указанный период обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений. Министерство регионального развития РФ письмом от 19 марта 2010 года разъяснило, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан в иных случаях не предусмотрено.

Из справки медико-социальной экспертизы серия МСЭ-2004 № 3304139 от 18.12.2004 года усматривается, что Ибрагимову Г.К. установлена вторая группа инвалидности по причине общего заболевания. Согласно ст. 4 ФЗ «О ветеранах» к инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите отечества, или при выполнении боевых заданий. Ибрагимов Г.К. к их числу не относится. На него не распространяются льготы, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах».

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Ибрагимов Г.К. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии ВВ № 6491763 от 13 апреля 2010 года. Из указанного удостоверения следует, что ветеран-участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные ст. 17, 20, 2 гр. ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Из справки медико-социальной экспертизы серия МСЭ-2004 № 3304139 от 18.12.2004 года усматривается, что Ибрагимову Г.К. установлена вторая группа инвалидности по причине общего заболевания.

Решением жилищной комиссии муниципального района Иглинский район РБ от 22 ноября 2010 года истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было отказано, в связи с тем, что занимаемая площадь жилого помещения не ниже учетной нормы.

Указанное решение ответчика суд считает необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. Указа Президента РФ от 9 января 2010 г. N 30) подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны и участники Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п. 4 ст. 17 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 4.1. постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 № 222 «О порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения формируются Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на основании соответствующих списков граждан, представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по форме, установленной указанным министерством.

Согласно с п. 4.2 указанного постановления ответственность за обоснованность постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и достоверность указанных в списках сведений несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Расчет размера социальной выплаты на приобретение жилого помещения производится исходя из числа проживающих совместно лиц, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилого помещения, общей площади жилого помещения 36 кв. м. на каждого гражданина, имеющего право на получение субсидии на приобретение жилого помещения, и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по Республике Башкортостан.

Как установлено судом, что истец признан ветераном-участником Великой Отечественной войны и пользуется мерами социальной поддержки, установленными ст. 17, 20, 2 гр. ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены ст. 51 ЖК РФ. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно ст. 52 ЖК РФ, имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе признаются являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, в силу названного нормы закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с Положением о порядке обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2006 № 222 одним из документов, подтверждающих нуждаемость в улучшении жилищных условий и предоставляемых в администрацию муниципального района по месту жительства при подаче заявления о выдаче свидетельства является справка с места жительства.

Из справки выданной администрацией сельского поселения Иглинский сельсовет муниципального района Иглинский район РБ следует, что Ибрагимов Г.К. зарегистрирован в <адрес> Республики Башкортостан с 01 марта 2006 года.

Согласно ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Из указанных норм закона следует, что учетная норма площади жилого помещения - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя, из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением главы администрации Иглинского района Республики Башкортостан от 31 мая 2005 года № 61-р была установлена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв. м., и норма предоставления - не менее 14 кв. м. общей площади жилого помещения.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий Ибрагимова Г.К. от 11 марта 2010 года следует, что должностными лицами администрации сельского поселения Иглинский сельсовет проведено обследование жилищно-бытовых условий семьи, проживающей по адресу: <адрес>. В ходе данного обследование установлено, что семья состоит из 3 человек, Ибрагимов Г.К., 1927 года рождения, пенсионер, фактически проживает в г. Уфе, по данному адресу только зарегистрирован, занимают общую площадь 48,9 кв. м., квартира приватизирована.

Собственниками указанной квартирой являлись Хуснуллин ФИО3, Хуснуллина ФИО4, Хуснуллина ФИО5, что подтверждается регистрационным удостоверением на право собственности от 31 июля 1992 года. Данная квартира им была передана в совместную собственность на основании договора передачи жилых квартир в совместную собственность № 18 от 17 июня 1992 года

Как установлено судом, Ибрагимов Г.К. на момент приватизации в спорном жилом помещении не проживал, и не приобрел он право пользования в соответствии ст. 19 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», поскольку он там не проживал и был зарегистрирован там только с 01 марта 2006 года.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Следовательно, для признания истца членом семьи собственника жилого помещения - необходимо наличие двух юридически значимых фактов: совместное проживание с собственником жилого помещения и вселение истца собственником жилья в качестве члена его семьи, что в ходе судебного разбирательства не установлено. Из свидетельства о государственной регистрации права от 15 ноября 2010 года следует что собственником квартирой расположенной по адресу: <адрес> является Дударь ФИО2 (внучка истца).

В соответствии ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимся в жилых помещениях, принимается на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указных намеренных действий.

Обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" содержит ограничения для граждан, которые с намерением приобретения права признания их нуждающимися в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Указанные граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О по смыслу ст. 53 ЖК РФ и соответствующих норм законодательства субъекта РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему обеспечения их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Истец являлся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Указанной квартирой он владел на праве собственности на основании регистрационного удостоверения № 6735 от 13 октября 1993 года, выданного Уфимским предприятием технической инвентаризации Республики Башкортостан.

16 июня 1994 года данную квартиру Ибрагимов Г.К. подарил дочери Хуснуллиной Р.Г., что подтверждается договором дарения от 16 июня 1994 года.

Таким образом, в судебном заседании не было представлено доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца последнее 5 лет, с целью ухудшения своих жилищных условий.

Согласно справке, выданной 16 сентября 2009 года председателем СБК профкома ОАО «УППО», Ибрагимов Г.К. по состоянию на 09 марта 2005 года состоял в очереди на улучшение жилищных условий по своему подразделению в общей очереди под номером 42. Дата подачи заявления - 19.01.89 г., регистрационный номер № 171. С 2005 года, согласно Жилищному кодексу РФ, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищный условий, на предприятия не ведется.

Из сообщения государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 05 мая 2010 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимого имущества Ибрагимова Г.К. не зарегистрированы.

Аналогичная справка также Ибрагимову Г.К. была выдана директором Иглинского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» от 20 января 2011 года.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Ибрагимов Г.К. с 19 января 1989 года состоял в очереди на улучшение жилищных условий и указанного времени он не был обеспечен жильем.

Согласно Указу Президента РФ от 09 января 2010 года N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности, к каковым в настоящее время истец относится.

Исходя из установленных судом обстоятельств и приведенных выше норм права, истец, являясь участником Великой Отечественной войны, не имеющий ни по договору социального найма, ни на праве собственности жилого помещения, не являющийся членом семьи собственника занимаемого им жилого помещения, имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Таким образом, истец относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

При таких обстоятельствах, суд находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действия жилищной комиссии Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан об отказе постановке ветерана-участника Великой Отечественной войны Ибрагимова ФИО1 на учет в качестве нуждающегося улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана-участника Великой Отечественной войны Ибрагимова ФИО1.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -