Дело № 2-153/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июня 2012 года с. Иглино Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Иркабаева М.Ф., при секретаре Музиповой Г.Ф., с участием истца Шаяхметовой А.М., представителя истца Караськиной Л.П. (ордер серии 011 № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение адвоката № выдано ГУ МЮ РФ по РБ от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика Администрации СП Акбердинский сельсовет МР <адрес> РБ Хакимовой О.Р. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шаяхметовой А.М. к Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в предоставлении земельной доли (пая) и признании права на получение доли (пая), УСТАНОВИЛ: Шаяхметова А.М. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права на получение доли (пая) и признании недействительным отказа в предоставлении земельной доли (пая). Истец свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Ахмадуллин М.Н.. Ахмадуллин М.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ, в деревне <адрес>, был участником Великой отечественной войны, награжден орденами и медалями за боевые и трудовые заслуги. Истец Шаяхметова А.М. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к главе администрации Акбердинского сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с заявлением о выделении паевой доли для Ахмадуллина М.Н., так как он прожил и проработал на этой земле всю свою жизнь. Решением главы администрации Акбердинского сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанной земельной доли (пая) было отказано ввиду того, что истец не подпадает в категории лиц имеющих право на получение земельной доли (пая) согласно ст. 21.2 п. 3 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в <адрес>». Истец просит суд признать решение главы администрации Акбердинского сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выделении земельной доли (пая) недействительным и выделить ей земельную долю (пай) в право владения в Акбердинском сельсовете муниципального района <адрес> Республики Башкортостан и обязать ответчика предоставить земельную долю (пай). В ходе судебного разбирательства истец уточняла исковые требования и просила суд обязать внутрихозяйственную комиссию Акбердинского сельсовета МР <адрес> Республики Башкортостан включить в списки пайщиков Шаяхметову А.М. как прямую наследницу Ахмадуллина М.Н. Нотариус нотариального округа <адрес> Республики Башкортостан Кожаева О.Н., привлеченная в качестве третьего лица по делу, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. В соответствии ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, лица, участвующие в судебном заседании, не возражали против этого. В судебном заседании истец Шаяхметова А.М. и ее представитель Караськина Л.П. поддержали исковые требования, просили удовлетворить. Представитель ответчика - администрации сельского поселения Акбердинский сельсовет МР <адрес> РБ Хакимова О.Р с исковыми требованиями Шаяхметовой А.М. не согласилась, просила в удовлетворении отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии п.п. «в», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, определение момента начала приватизации земельных участков названной категории земель относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Конечный срок начала приватизации земель в Федеральном законе не указан. Согласно ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», в редакции Закона РБ от 20 мая 2011 года №397-з, гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам в счет земельной доли (пая) до вступления настоящего Закона в силу, на праве пожизненного наследуемого владения или аренды подлежат переоформлению в собственность бесплатно однократно. В таких случаях повторное предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет доли в праве общей собственности не допускается. Право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют: 1) граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями трудовых коллективов; 2) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией; 3) работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие); 4) пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; 5) работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована; 6) временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком. Указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии). Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия). В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия). В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за №60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности. В соответствии с п. 1.3 данного Порядка внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 2.1 внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций. Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций сельских поселений. В состав внутрихозяйственных комиссий включаются представители сельскохозяйственных организаций, органов местного самоуправления сельских поселений, территориального органа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств района (п.2.2). Положениями п. 3.1 вышеназванного Порядка предусмотрено, что районная комиссия создается решением уполномоченного органа. В состав районной комиссии включаются представители территориального органа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрации муниципального района, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, филиала федерального государственного учреждения Земельная кадастровая палата по <адрес>, отдела (сектора) Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (по согласованию) (п.3.2 Порядка). Судом установлено, председателем комиссии - главой администрации Акбердинский сельсовет Сатаевым А.З. от имени членов внутрихозяйственной и районной комиссии по бесплатному однократному предоставлению земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения по Акбердинскому сельсовету МР <адрес> РБ был направлен письменный отказ за № от ДД.ММ.ГГГГ Ахмадуллину М.Н., с указанием на то, что он не подпадает ни в одну из шести категорий, имеющих право на получение земельной доли (пая). В соответствии с п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 действовавшего в рассматриваемый период, отражено, что решение о выборе формы собственности на землю должны были принимать трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий должна была подаваться заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, к которой должны были прилагаться списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1992 года №213. В списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях, лица, занятые в социальной сфере на селе, временно отсутствующие работники, лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы, и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01 января 1992 года. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхозы и колхозы обязаны были до 01 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно п. 9 постановления Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Из содержания справки № от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела администрации муниципального района <адрес> выданного на основании книги приказов по личному составу совхоза «Охлебининский» за 1979-1982 годы, приказа № к от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ахмадуллин М.Н.- агроном из Карамалинского отделения уволен из совхоза в связи с уходом на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах суд, на основании п. 9 указанного постановления считает, что Ахмадулин М.Н. как работник совхоза, ушедший на пенсию, действительно имел право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Более того, согласно протокола общего собрания пайщиков по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности по Акбердинскому сельсовету МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что большинством голосов пайщиков умерший Ахмадуллин М.Н. включен в реестр пайщиков, имеющих право на получение земельного пая. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Из пункта 11 Постановления Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Ахмадуллин М.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ. Шаяхметова А.М. является дочерью Ахмадуллина М.Н., что подтверждается свидетельством о рождении серии РШ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ выданное нотариусом Второй Стерлитамакской государственной нотариальной конторы Республики Башкортостан Кожаевой О.Н. следует, что Шаяхметова А.М. является наследницей имущества Ахмадуллина М.Н. С учетом изложенных обстоятельств исковое требование Шаяхметовой А.М. об обязании внутрихозяйственной комиссии Акбердинского сельсовета МР <адрес> РБ включить в списки пайщиков Шаяхметову А.М. как прямую наследницу Ахмадуллина М.Н.подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать внутрихозяйственную комиссию Акбердинского сельсовета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан включить в списки пайщиков Шаяхметову А.М. как прямую наследницу Ахмадуллина М.Н., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий-