Дело №2-211/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июня 2012 года с. Иглино Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Иркабаева М.Ф., при секретаре Музиповой Г.Ф., с участием истца Куцакова И.П., представителя ответчика- Администрации сельского поселения Красно- Восходский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Исламгалеевой А.М., представителя ответчика - Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Исхакова Р.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куцакова И.П. к Администрации сельского поселения Красно- Восходский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании актов обследования жилого помещения недействительными, УСТАНОВИЛ: Куцаков И.П. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Красно- Восходский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании актов обследования жилого помещения недействительными. Истец Куцаков И.П. свои исковые требования мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ назначенная постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, произвела обследование жилого помещения общей площадью 50 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>. По результатам проверки был составлен акт о том, что дальнейшая эксплуатация жилого помещения возможна после частичной замены потолка и полов, при этом этот акт обследования помещения не утвержден главой администрации. В то же время согласно ответа Отделения государственного пожарного надзора <адрес> Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ ДД.ММ.ГГГГ в составе межведомственной комиссии кто- либо из сотрудников не выезжал по указанному в заключении адресу и не подписывали заключение. Согласно объяснений главного эксперта отдела надзора по коммунальной гигиене Магзюмова И.Р., следует, что он также не входи в комиссию и в ее работе не участвовал. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, произвела повторное обследование жилого помещения общей площадью 42 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, и составила акт, где, было установлено, что обследованное жилое помещение пригодно для дальнейшей эксплуатации и проживания. Данный акт обследования помещения также не утвержден главой администрации. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная Согласно проведенного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» санитарно- эпидемиологического обследования жилого помещения общей площадью 42 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес> установлено, что указанная квартира не соответствует САН ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» по п. 8.1.1ю ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ управление надзорной деятельности было проведено обследование дома расположенного по адресу: РБ, <адрес> установлено, что имеются нарушения требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ, Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в РБ» был составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования жилого помещения №. Согласно данного акта, осмотр данного помещения производился: помощником санитарного врача ФГУЗ «Центра гигиены и Эпидимиологии в РБ», Ишмеевой Ф.С., в присутствии главы Сельского поселения Красновосходского сельского совета МР <адрес> РБ Косматкова С.Ф. В итоге осмотра, комиссией было выдано заключение: о том, что трехкомнатная <адрес>, расположенная в кирпичном одноэтажном двухквартирном жилом доме по адресу: РБ, <адрес> не отвечает требованиям п. 81.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Акт осмотра подписан заведующим отделения коммунальной гигиены Т.Д.Ивановой. Акт составлен помощником санитарного врача отделения коммунальной гигиены Ф.С. Ишмеевой. Согласно полученного ответа на его обращение из прокуратуры <адрес> РБ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации МР <адрес> РБ проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, о чем составлен соответствующий акт обследования. Комиссия пришла к выводу о пригодности обследуемого жилого помещения для дальней эксплуатации и проживания. Между тем, представители Управления Роспотребнадзора по РБ в обследовании жилого помещения участия не принимали. Истец просит суд признать недействительными и отменить акты обследования межведомственной комиссии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Куцаков И.П. свои исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан Исхаков Р.Р., представитель Администрации СП Красно- Восходский сельсовет МР <адрес> РБ Исламгалеева А.М. иск не признали, просили суд в удовлетворении иска отказать. Выслушав стороны и допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Статьей 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности. В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ст. 20 ЖК РФ государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 8 указанного Положения данные полномочия переданы органу местного самоуправления, который вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания. В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно пункту 42 указанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. В силу положений пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Согласно п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Как следует из материалов дела и установлено судом, межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, произвела обследование и составила акт обследования квартиры в двухквартирном жилом доме, общей площадью 50 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. По результатам обследования заключением межведомственной комиссии указанная квартира, признана пригодной для дальнейшего проживания после ремонта. Актом повторного обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира общей площадью 42 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> пригодна для дальнейшей эксплуатации и проживания. Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ по запросу комиссии КСП РБ установлено, что квартира общей площадью 42 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> пригодна для дальнейшей эксплуатации и проживания. Актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира общей площадью 42 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> пригодна для дальнейшей эксплуатации и проживания. При проверке содержаний актов обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что они не содержат сведений о соответствии классу конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости и обеспечении пожарной безопасности жилого помещения, а также отсутствуют данные замеров изменений окружающей среды и параметров микроклимата жилых помещений, позволяющие прийти к выводу об обеспечении соблюдения необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. При таких обстоятельствах суд считает, что заключение комиссии о пригодности для эксплуатации и проживания квартиры в двухквартирном доме расположенной по адресу: <адрес> не соответствует установленному законом порядку признания его таковым согласно п.п. 42, 43 Положения. Проведенной прокуратурой <адрес> РБ проверкой по обращению Куцакова И.П. выявлены существенные нарушения жилищного законодательства в деятельности администрации МР <адрес> РБ. В результате осуществленной проверки установлено, что представители Управления Роспотребнадзора по <адрес> в обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>. С. Красный Восход, <адрес> участие не принимали, в связи с чем в адрес администрации муниципального района вынесено представление об устранение нарушений жилищного законодательства №д-2011 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справки об исследовании № от ДД.ММ.ГГГГ специалиста отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ МВД по РБ Черкасовой Г.Р. следует, что подписи в актах обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены членами комиссии - начальником отделения ГПН по <адрес> Карамовым Б.Н., консультантом отдела надзора за состоянием среды обитания и условия проживания ТУ Роспотребнадзора по РБ по <адрес> Магзюмовым И.Р. Более того, согласно акту санитарно- эпидемиологического обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ проведенного помощником санитарного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» Ишмеевой Ф.С. в присутствии главы Сельского поселения Красновосходского сельского совета МР <адрес> РБ Косматкова С.Ф. следует, что трехкомнатная квартира расположенная в кирпичном одноэтажном жилом доме по адресу: <адрес> не отвечает требованиям п. 8.1.1 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Из ответа начальника отделения надзорной деятельности <адрес> УНД Главного управления МЧС России по <адрес> Карамова Б.Н. исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование дома и участка расположенного по адресу: РБ, <адрес>, с. красный Восход, <адрес> и установлено, что участок прилегающий к дому захламлен мусором и остатками сухой травы (ППБ 01-03 п. 21), отопительная печь внутри дома находится в неисправном состоянии, имеет трещины (ППБ 01-03 п. 65). При таких обстоятельствах, когда представители указанных выше органов в состав комиссии включены не были, в работе комиссии при разрешении вопроса о признании жилого помещения расположенного по адресу: РБ, <адрес> пригодным для проживания участия не принимали, а выводы осуществленных ведомственных профильных проверок противоречат оспариваемым истцом актам обследования, то состав комиссии нельзя признать правомочным, а принятые комиссией заключения и решения - легитимными. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, если в судебном заседании будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) противоречит закону, а также то, что права либо свободы заявителя были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительными акты обследования межведомственной комиссии Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Обязать межведомственную комиссию Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий-
постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ вынесла заключение по результатам обследования помещения общей площадью 42 кв.м., что обследованное жилое помещение пригодно для дальнейшей эксплуатации и проживания. Данный акт обследования помещения не утвержден главой администрации.
постановлением главы администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ вынесла заключение по результатам обследования помещения общей площадью 42 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес>, что обследованное жилое помещение пригодно для дальнейшей эксплуатации и проживания. Данный акт обследования помещения также не утвержден главой администрации.