Дело № 2 - 179 / 2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации18 марта 2011 года с. ИглиноИглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,
при секретаре Ахметьзяновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуховой ФИО1, Нуховой ФИО2, Нухова ФИО9, Газизова ФИО3, Газизова ФИО4, Газизовой ФИО5, Газизовой ФИО6 к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации материального и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нухова А.А., Нухова А.Р., Нухов Р.Р., Газизов Азамат А., Газизов Арсен А., Газизова Н.П., Газизова М.С. обратились в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о компенсации материального и морального вреда.
Истцы свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ на 1661 км перегона Иглино-Тавтиманово поездом №3412 под управлением машиниста Кондратьева и помощника машиниста Шарапова был травмирован Газизов ФИО7, 1956 года рождения являющейся им отцом, мужем, сыном и дедом, а именно:
- для Нуховой ФИО1 - отец;
- для Нуховой ФИО8 - дед;
- для Нухова ФИО9 - дед;
- для Газизова ФИО3 - отец;
- для Газизова ФИО4 - дед;
- для Газизовой ФИО5 - муж;
- для Газизовой ФИО10 - сын.
В результате множественных травм ДД.ММ.ГГГГ Газизов А.А. скончался в больнице.
По данному факту Башкирским отделением структурным подразделением Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» было проведено служебное расследование несчастного случая и по результатам данного расследования ДД.ММ.ГГГГ составлен акт.
Несчастный случай произошел при использовании поезда ответчиком, что является транспортным средством, поэтому считаем гибель Газизова ФИО11 произошла вследствие причинения вреда источником повышенной опасности.
В соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использованием транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности Утрата самого близкого и дорогого человека всегда приносит большие физические и глубокие нравственные страдания. Известие о гибели нашего любимого и родного человека принесла в наш дом сильнейшее горе и глубочайшую душевную боль. Мы до сих пор не можем поверить в реальность произошедшего. Настолько сильной и трагичной была наша реакция, когда мы поняли, что больше никогда не увидим его. Мы стали заложниками ситуации трагической гибели нашего любимого сына, мужа, отца и деда.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину кем-либо причинен моральный вред, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации для компенсации причиненного морального вреда.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсации морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, если вред причинен источником повышенной опасности жизни и здоровью гражданина.
Истцы хотят хоть в какой-то степени компенсировать невосполнимую утрату родного человека. С учетом характера причиненных им физических и нравственных страданий, оценивают компенсацию морального вреда, причиненного им утратой близкого и любимого человека, по 250 тысяч рублей каждому.
В соответствии со ст. 1094 ГК РФ лица, ответственные за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязаны возместить необходимые расходы на погребение лицу, понесшему эти расходы.
На погребение мужа, Газизовой Н.П. были понесены расходы в размере 10960 рублей.
Истцы просят взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в пользу Нуховой ФИО1, Нуховой ФИО2, Нухова ФИО9, Газизова ФИО3, Газизова ФИО4, Газизовой ФИО5 и Газизовой ФИО12 компенсацию морального вреда в размере 250 тысяч рублей каждому. Всего 1 750 000 рублей. Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» в пользу Газизовой ФИО5 расходы на погребение в размере 10 960 рублей.
Истцы Нухова А.А., Нухова А.Р., Нухов Р.Р., Газизов Азамат А., Газизов Арсен А., Газизова Н.П., Газизова М.С. и представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть без их участия.
Лица, участвующие в судебном заседании, не возражали против рассмотрения дела в отсутствие истцов и представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги». Суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Из представленного в суд отзыва представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» следует, что он иск не признает. Согласно ч. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ч. 1 ст. 1083 ГК РФ, что при грубой неосторожности самого потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда, в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть полностью отказано.
Согласно акт служебного расследования несчастного случая с людьми на железных дорогах от ДД.ММ.ГГГГ причиной смертельного травмирования Газизова А.А., стало нарушение самим потерпевшим правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте, выразившееся в нахождении на объекте повышенной опасности в не установленном месте перед близко идущим поездом в состоянии алкогольного опьянения.
Считаем, что Газизов А.А. проявил грубую неосторожность - а именно, нарушил правила безопасности граждан на железнодорожном транспорте, а так же нарушил очевидные для всех требования, предъявляемые к лицу (в данном случае -нарушение правил личной безопасности), он предвидел все последствия, но легкомысленно рассчитывал их избежать, хотя мог и должен был понимать, что вред неизбежен. Грубая неосторожность самим потерпевшим, который являлся деликтоспособным лицом и сам отвечал за свои действия и нес за них ответственность, повлекла за собой возникновение и увеличение вреда. Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ПРИМЕНЕНИИ СУДАМИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА» при решении вопроса о том, является ли неосторожность потерпевшего грубой небрежностью в каждом случае должен решаться с учетом фактических обстоятельств дела (характера деятельности, обстановки причинения вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего, его состояния и др.).
В данном случае, грубой неосторожностью должно быть признано хождение по ж.д. путям в не установленном месте перед близко идущем поездом в состоянии алкогольного опьянения.
Кроме того, ОАО «Российские железные дороги» заключило договор страхования с ОАО Страховое общество «ЖАСО» от ДД.ММ.ГГГГ №.1 им/1119 с дополнительным соглашением к договору № от ДД.ММ.ГГГГ которым застраховало свою ответственность по возмещению вреда перед третьими лицами, возникших вследствие причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Согласно п. 1.1. данного договора «Страховщик» обязуется, при наступлении страхового случая предусмотренного в данном договоре, возместить третьим лицам (выгодоприобретателям), убытки, возникшие вследствие причинения вреда жизни или здоровью.
Согласно п. 1.5. договора выгодоприобретатели - это любые физические лица, которым может быть причинен вред, Страхователем в результате наступления страхового случая.
Согласно п. 1.5. договора вред жизни и здоровью - телесные повреждения, ранения, расстройства здоровья или смерть, как последствие транспортного происшествия.
Пунктом 3.3. договора предусмотрена страховая сумма по одному страховому случаю при причинении вреда жизни и здоровью третьих лиц - 25 000 000, руб., в том числе на одно лицо в размере 100000 рублей.
Истцы, по данному договору страхования является выгодоприобритателями, перед которыми у Страхового общества «ЖАСО» существует обязательство выплатить страховую сумму, в пределах договора, компенсирующую возмещение вреда причиненного страхователем (ОАО РЖД).
Изучив и исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа безопасности и качества оказываемых услуг.
Согласно ч. 2 ст. 20 указанного федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Из части 1 статьи 15 вышеуказанного федерального закона следует, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.
В соответствии с п. 5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ ДД.ММ.ГГГГ № ЦРБ-756, здания, платформы и другие сооружения и устройства для обслуживания пассажиров должны иметь архитектурно-художественный облик, обеспечивать удобное и безопасное выполнение операций, связанных с перевозками пассажиров. Согласно п. 1.4. работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров, создавать им необходимые удобства.
Согласно ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на 1661 км перегона Иглино-Тавтиманово поездом №3412 был травмирован Газизов ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавший по адресу <адрес> РБ, <адрес>8, который бригадой скорой медицинской помощи был направлен в Иглинскую ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ - Газизов А.А. от полученных травм скончался.. Данный факт подтверждается материалами проверки, по которому постановлением старшего следователя Уфимской транспортной прокуратуры Зинатуллиным Д.Р. от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – за отсутствием состава преступления.
Опрошенный машинист Кондратьев С.А. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ следуя грузовым поездом № 3412 электровоз №. 064 со скоростью 60 км/ч, на платформе 1661 км. перегона «Иглино-Тавтиманово» увидел сидящего мужчину. Он подал громкий звуковой сигнал. На расстоянии около 50 метров до него применил экстренное торможение, наезд предотвратить не удалось. После остановки поезда сообщил ДСП Иглино и отправил помощника машиниста Шарапова С.А. на осмотр. Сам находился в эл/п.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть Газизова А.А. наступила в результате острой черепно-мозговой травмы.
Нарушений правил безопасности движения, и эксплуатации ж.д.транспорт со стороны машиниста Кондратьев С.А. и помощника машиниста Шарапова С.А. не установлено, так как машинистом были предприняты меры по предотвращению наезда на человека. Подавались сигналы большой громкости, однако предотвратить на наезд не смог по независящим от него обстоятельствам — большой массы состава и скорости движения, малого расстояния до пострадавшего.
Владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования является ОАО «Российские железные дороги».
В соответствии со ст. 800 ГК РФ ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает вол внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что несчастный случай, произошедший на на 1661 км перегона Иглино-Тавтиманово с Газизовым А.А., является страховым случаем.
Согласно договору страхования от ДД.ММ.ГГГГ №. им/1119 страховая гражданская ответственность ОАО «Российские железные дороги» застрахована в ОАО «ЖАСО», в том числе согласно п.п. 1.1, 1.4, 2,2 указанного договора за причинение вреда жизни третьим лицам в результате транспортного происшествия на территории страхования при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования.
Пунктом 3 договора страхования предусмотрена страховая сумма по одному страховому случаю при причинении вреда жизни и здоровью третьих лиц - 25 000 000, руб., в том числе на одно лицо в размере 100000 рублей.
Учитывая произошедшее с Газизовым А.А, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика ОАО «Страховое общество ЖАСО» в пользу истца в качестве компенсации морального вреда 100000 рублей, с ответчика ОАО «Страховое общество ЖАСО» в пользу Шалуповой ФИО13 компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» компенсацию морального вреда в пользу Нуховой ФИО1, Газизова ФИО3, Газизова ФИО4, Газизовой ФИО5, Газизовой ФИО6 в размере 100000 рублей каждому, в пользу Нуховой ФИО2, Нухова ФИО9, Газизова ФИО4 в размере 50000 рублей каждому.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Газизовой ФИО5 расходы на погребение в размере 10960 рублей.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу федерального бюджета государственную пошлину в размере 4430 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий-