Решение по делу №2-545/2012 по иску Галина А.А. о возмещении морального вреда за нарушение условий содержания под стражей



Дело № 2-545/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 августа 2012 года

с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Иркабаева М.Ф.,

при секретаре Музиповой Г.Ф.,

с участием представителя ответчика Межмуниципальный отдел МВД России «Иглинский» Сапцыной Э.Ф. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галина А.А. к Министерству Финансов России в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, Межмуниципальному отделу МВД России «Иглинский» о возмещении морального вреда за нарушение условий содержания под стражей,

УСТАНОВИЛ:

Галин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ИВС при Межмуниципальном отделе МВД России «Иглинский» о возмещении морального вреда за нарушение условий содержания под стражей.

Истец свои требования мотивирует тем, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периодически находился в ИВС при ОВД по <адрес> РБ под стражей, где в его отношении грубо нарушались требования ФЗ №103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Истец был помещен в унижающие достоинства человека условия содержания под стражей, а именно в камерах плохо работала вентиляция, в камерах постоянная сырость, площадь камеры на одного осужденного не соответствует предъявляемым требованиям, при первоначальном поступлении в ИВС не выдают средства личной гигиены, спальные принадлежности выдавались рваные, в некомплектном и не стиранном состоянии, душевая комната не соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, обеспечение питанием плохое и однообразное и низкого качества, раздачу пищи производят административно- задержанные лица, камеры находятся в антисанитарных условиях. На его неоднократные жалобы на обходах, на нарушения условий содержания под стражей со стороны должностных лиц ИВС оставлены без внимания.

В связи с чем истец полагает, что он был подвергнут унижающему достоинства обращению и условия содержания под стражей вызвали у него унижение и страдание, нарушение его прав гарантированных ст. 3 Европейской Конвенции, ст. 21 Конституции РФ.

Истец Галин А.А. просит суд обязать ответчика выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 900000 руб.

Определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Министерство Финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> привлечен соответчиком по делу.

Истец Галин А.А. о месте и времени рассмотрения дела судом извещен своевременно через администрацию ФКУ СИЗО ГУФСИН России по <адрес>, в котором он содержится. Факт нахождения его под стражей не дает суду оснований для признания его явки обязательной и этапирования в суд на рассмотрение дела, поскольку этапирование осужденного по гражданским делам нормами Гражданского процессуального кодекса РФ и Уголовно-исполнительного кодекса РФ не предусмотрены.

Истцу Галину А.А. было направлено копия определения судьи о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором разъяснены его процессуальные права и обязанности, в том числе право вести дело через представителя.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Согласно представленного ответчиком суду отзыва следует, что Министерство финансов Российской Федерации иск не признает, так как в силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Соответственно, надлежащим ответчиком по данному делу является главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственный принадлежности - Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Истец должен предоставить суду доказательства того, что администрацией ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан нарушены условия содержания под стражей в ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан, предусмотренные действующим законодательством; нарушенные условия содержания под стражей администрацией ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан с неизбежностью причинили ему вред, наличие причинно-следственной связи; в действиях администрации ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан присутствует вина.

Содержание Галина А.А. в изоляторе временного содержания не сопряжено с умышленным причинением ему физических и нравственных страданий администрацией ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан, и он претерпевал неудобства только в той мере, в какой это предусмотрено избранной ему мерой пресечения - заключением под стражу.

Согласно п. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Сведения об уважительности неявки в суд не поступили, в связи чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного ответчика.

Представитель ответчика МО МВД России «Иглинский» Сапцына Э.Ф. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие истца и представителя ответчика Министерства Финансов Российской Федерации.                

В судебном заседании представитель ответчика МО МВД России «Иглинский» Сапцына Э.Ф. иск не признала, в удовлетворении просила отказать, указав, сведения, изложенные в иске, не соответствуют действительности..

ИВС построен в 2001 году не по типовому проекту,а в реконструированном здании и частично соответствует требованиям приказа МВД РФ №140 дсп от 7 марта 2006 года, Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП 12-95. В ИВС проводится ежегодный ремонт. Камеры в ИВС оборудованы индивидуальными спальными местами, лицам выдаются при водворении в ИВС спальные принадлежности. Ежегодно заключаются договора с Иглинским районным потребительским обществом на предоставление арестованным горячего питания в пределах сумм, предусмотренных действующим законодательством - постановлением Правительства РФ от 01 декабря 1992 года. Меню разнообразное, индивидуальное. В помещении ИВС имеется комната для размещения столовых принадлежностей и посуды, там же находится электрическая плита для подогрева пищи. Кроме того, заключаются договора «О проведении дезинфекционных работ» с ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» и проводится дезинфекция помещений ИВС. Согласно записей из журнала учета лиц, содержащихся по камерно в ИВС ОВД по <адрес> РБ следует, что Галин А.А. содержался в камерах согласно количеству мест в камере. Вентиляция в ИВС имеется.

Сотрудники и работники МО МВД России «Иглинский» ежегодно проходят медицинское обслуживание по месту жительства, а также сотрудники отдела, по утвержденному плану, проходят ВВК и ЦПД в МСЧ МВД по РБ.

Выслушав представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд находит основания для удовлетворения иска частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Право на возмещение в рамках ст. 1069 Гражданского кодекса РФ возникает только при наличии одновременно следующих условий, наличие которых должно быть доказано истцом: причинением вреда; неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда; причинная связь между неправомерным действием (бездействием) и наступившим вредом; вины причинителя вреда.

Для доказывания вышеуказанных условий возникновения обязательства законодательством не установлены какие-либо правила, в силу действия ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Порядок содержания лиц в ИВС регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950 по согласованию с Генеральным прокурором РФ. В силу п. 3 Правил внутреннего распорядка предусмотрено, что организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника органа внутренних дел, его заместителя - начальника милиции общественной безопасности, начальника ИВС.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (далее по тексту ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу ст. 4 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст. 7 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Судом установлено и подтверждается исследованными судом доказательствами, что следственно -арестованный Галин А.А. содержался в изоляторе временного содержания ОВД по <адрес> РБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

<адрес> Республики Башкортостан по поручению прокуратуры Республики Башкортостан была проведена проверка по исполнению ОВД по <адрес> РБ требований федерального законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, утвержденных приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки прокурором установлено, что в ИВС ОВД по <адрес> имеется 11 камер, 1 душевая кабина, 1 следственная комната, 1 комната для хранения личных вещей и хозяйственный блок. Проведенной проверкой камер ИВС ОВД по <адрес> РБ установлено, что имеются нарушения ст. 23 ФЗ №103 от 15 июля 1995 года, согласно которой подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, соответствующие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что подозреваемыми обвиняемым предоставляются индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах денежных средств, индивидуальные средства гигиены (мыло, зубная щетка, зубная паста, камеры выдаются одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). В камеры выдаются литература и издания периодической печати. Нарушений норм санитарной площади в камере на одного человека не выявлено.

В то же время в ходе проверки выявлены грубейшие нарушения требований федерального законодательства ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также санитарно-эпидемиологических требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 от 2001 года.

Согласно гл. 15 п. 15.1 санитарно-эпидемиологических требований СП 2.3.3.1066-01 от 2001 года, в ИВС ОВД по <адрес> отсутствует наличие указанных выше правил, ни у одного работника ИВС ОВД по <адрес> РБ не имеется личных медицинских санитарных книжек, в нарушение указанных правил раздачи пищевых продуктов проводится при использовании административно-арестованных граждан, у которых также отсутствуют      санитарно-медицинские      книжки,      санитарная      одежда, предназначенная для раздачи пищевых продуктов.

В ОВД по <адрес> РБ в нарушение гл. 11 санитарно-эпидемиологических требований СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 от 2001 года продукты питания доставляются на транспортных средствах ОВД по <адрес> РБ, не имеющих санитарных паспортов, выданных в установленном законом порядке, внутренняя поверхность автомобилей не имеет гигиеническое покрытие, легко поддающееся мойке и дезинфекции.

Камеры не обеспечены необходимым оборудованием: столами по лимиту мест в камере, радиоприемником для вещания общегосударственной программы, кнопкой вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

С момента ввода в эксплуатацию ИВС прогулочный двор подозреваемых и обвиняемых лиц не функционирует.

У суда не имеются оснований ставить под сомнение результаты прокурорской проверки, в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения в содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС при ОВД по <адрес> Республики Башкортостан. В ходе судебного разбирательства представителями ответчиков не были представлены доказательства в подтверждение факта исполнения указанного представления путем приведения условий содержания в ИВС в соответствие с предъявляемыми требованиями и ответчики на указанные обстоятельства не ссылались.

Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

Признать бездействие руководства ОВД по <адрес> Республики Башкортостан выразившееся в непринятии необходимых мер по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и правил пожарной безопасности изолятора временного содержания ОВД <адрес> Республики Башкортостан, незаконным.

Обязать руководство ОВД по <адрес> Республики Башкортостан устранить выявленные нарушения оптимальных и допустимых норм температуры камер и помещений, правил пожарной безопасности в деятельности изолятора временного содержания ОВД по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное решение суда вступило в законную силу.

Выявленные прокурором нарушения свидетельствуют, что истец содержался в ИВС ОВД по <адрес> РБ в условиях, не соответствующим санитарным и гигиеническим нормам, унижающих его честь и достоинство и которые причинили ему физические и моральные страдания.

Доводы истца о том, что администрацией ИВС ОВД по <адрес> постельные принадлежности выдавались нестиранными, либо не в комплектном состоянии обеспечение питанием однообразное и низкого качества в ходе судебного заседания не нашли своего подтверждения.

Так, согласно представленного представителем ответчика МО МВД России «Иглинский» Журнала выдачи постельных принадлежностей лицам содержащимся в ИВС ОВД по <адрес> следует, что Галину А.А. постельные принадлежности выданы и какие - либо замечания, жалобы с его стороны на их качество не поступали. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЗАО Фабрика химчистки «Центральная» осуществляет стирку белья.

Из материалов дела следует, что Администрацией ИВС ОВД по <адрес> РБ заключен договор с <адрес> потребительским обществом предоставление арестованным горячего питания в пределах сумм, предусмотренного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Исполнение указанного договора об оказании услуг общественного питания лиц, находящихся в изоляторе временного содержания подтверждается актами приемки-сдачи работ, согласно которого, питание подозреваемых и обвиняемых соответствует установленным законом нормам.

В помещении ИВС имеется комната для размещения столовых принадлежностей и посуды, электрическая плита для подогрева пищи.

Заключен договор « О проведении дезинфекционных работ» с ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ». В камерах производятся дезинфекционные и дератизационные работы ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», которые подтверждается актами выполненных работ.

Доводы представителя ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком, суд считает не обоснованным, поскольку в соответствии ст. 1069 и ст. 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, которые оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Суд учитывая юридически значимые обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 151, 1101 ГК РФ исходит из того, что несоответствие оборудования ИВС и условий содержания предъявляемым требованиям в той части, в которой установлено на основании представленных суду доказательств, а также допущенные факты незаконных действий (бездействий) должностного лица не повлекли неблагоприятных последствий для здоровья истца, глубоких нравственных страданий.

При таких обстоятельствах, с учетом того что, содержание в условиях, не соответствующим установленным нормам, само по себе причиняло страдания и переживания истцу в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, а по допущенным фактам действий (бездействий) должностных лиц приняты соответствующие меры, суд считает возможным взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств Казны Российской Федерации денежную компенсацию морального вреда в пользу истца в сумме 1000 рублей.

Доводы представителей ответчиков о том, что истцом не были представлены доказательства, что он действительно претерпел нравственные и физические страдания, необоснованны, поскольку в данном случае в силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину, возмещается независимо от вины должностных лиц.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в пользу Галина А.А. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий -