дело № 2-1171/2012 по иску Кутлуметова А.П. к ОАО `УралСиб` о признании условий кредитного договора недействительными, применении последствий ничтожности сделки



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 августа 2012 года                                                                                  с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием представителя истца Кутлуметова А.П. - Голубева А.О. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ года),

при секретаре Насибуллиной Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутлуметова А.П. к Открытому акционерному обществу «УралСиб» о признании условий кредитного договора недействительными, применении последствий ничтожности сделки, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

          Кутлуметов А.П. обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «УралСиб» (далее по тексту - ОАО «УралСиб») о признании условий кредитного договора недействительными, применении последствий ничтожности сделки, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, указывая в обоснование, что между ним и ответчиком ОАО «УралСиб» ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор о предоставлении ему денежных средств (кредита) в размере <данные изъяты> рублей сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1.6 указанного договора предусмотрено, что заемщик до момента предоставления кредита уплачивает Банку комиссию за оказание финансовых услуг по предоставлению кредитов в размере <данные изъяты> рублей. Полагает, что данный пункт кредитного договора является недействительным, нарушающим его права как потребителя банковских услуг. Действиями, которые обязан совершить банк для создания условий предоставления (выдачи) и погашения кредита (кредиторская обязанность банка), являются открытие и ведение ссудного счета, такой порядок учета ссудной задолженности предусмотрен специальным банковским законодательством, счет по учету ссудной задолженности (ссудный счет) открывается для целей отражения задолженности заемщика банка по выданным ссудам, является способом бухгалтерского учета денежных средств и не предназначен для расчетных операций. Положением Банка России №54-П от 31 августа 1998 года «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» не установлено право кредитных организаций на дополнительное вознаграждение помимо процентов по размещаемым денежным средствам. С учетом изложенного просит признать недействительным условие кредитного договора, заключенного между ним и ответчиком в части уплаты комиссии за оказание финансовых услуг по предоставлению кредитов (п. 1.6 кредитного договора), применить последствия недействительности сделки, взыскать с ответчика в пользу него убытки в размере <данные изъяты> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Кутлуметов А.П. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, не просил дело рассмотреть в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца Голубева А.О., суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Кутлуметова А.П.

В ходе судебного заседания представитель истца Голубев А.О. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с доводами представителя ответчика о пропуске срока исковой давности не согласился, ссылаясь на то, что Кутлуметов А.П. не является специалистом в области банковского законодательства, поэтому он не знал и не мог знать о том, что банк при выдаче кредита произвел взимание комиссии за предоставление кредита.

Представитель ответчика ОАО «УралСиб» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, ранее просил дело рассмотреть в их отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика Хасанова А.Г. просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что истцом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ст. 181 ГК РФ, поскольку исполнение сделки началось ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности закончился ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истца Голубева А.О., суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ОАО «УралСиб».

Выслушав объяснения представителя истца Голубева А.О., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В соответствии с п. 1 ст. 821 ГК РФ кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

В силу ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Банк УралСиб» (филиал в г. Уфа) («Банком») и Кутлуметовым А.П. («заемщиком») заключен кредитный договор , согласно которому Банк предоставил Кутлуметову А.П. кредит в сумме <данные изъяты> рублей с выплатой процентов в размере <данные изъяты> % годовых на срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно, заемщик обязался принять, использовать по назначению, возвратить полученный кредит, уплатить проценты на сумму кредита и исполнить иные обязательства по настоящему договору в полном объеме.

Положениями п. 1.6 вышеуказанного договора предусмотрено, что Кутлуметов А.П. до момента предоставления кредита уплачивает Банку комиссию за оказание финансовых услуг по предоставлению кредитов в размере <данные изъяты> рублей.

В день заключения кредитного договора Кутлуметов А.П. оплатил единовременную комиссию за выдачу кредита в размере <данные изъяты> рублей, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела в суде.

В письменном возражении на исковое заявление, приобщенном к материалам дела, представителем ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судебного решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Как следует из материалов дела, исполнение оспариваемого положения п. 1.6 кредитного договора началось в день, когда Кутлуметов А.П. оплатил единовременную комиссию за оказание финансовых услуг по предоставлению кредита, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно срок, в течение которого Кутлуметов А.П. был вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права определен до ДД.ММ.ГГГГ. Обращение же его в суд с настоящим иском состоялось лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока исковой давности.

Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленума ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Доказательств уважительности причин пропуска срока истец в суд не представил. Наоборот, его представитель Голубев А.О. в ходе судебного заседания утверждал, что срок исковой давности истцом не пропущен, так как о нарушении своих прав ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ, когда он получил юридическую консультацию специалистов.

Вместе с тем, с таким утверждением нельзя согласиться, поскольку в силу п.1 ст. 181 ГК РФ течение срока исковой давности по требованию о признании сделки ничтожной начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки, а не с момента, когда лицу стало известно о нарушении прав.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований КутлуметоваА.П. следует отказать

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Кутлуметова А.П. к Открытому акционерному обществу «УралСиб» о признании условия кредитного договора недействительными, применении последствий ничтожности сделки, взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий        Р.Р.Сафина