Дело № 2-9/2012 Кузьмина-Админ.-прокурор



Решение

Именем Российской Федерации

19 января 2012 г.                                                                                г.Игарка

Судья Игарского городского суда Красноярского края ФИО7, с участием зам.прокурора <адрес> ФИО2 при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязывании Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить трудовые отношения с ФИО4 по ст.84 ТК РФ, суд

Установил:

Прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об обязывании Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить трудовые отношения с ФИО4 по ст.84 ТК РФ.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в администрации <адрес> о соблюдении требований законодательства о муниципальной службе, в ходе которой установлено следующее:

В соответствии со ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» одним из основных принципов муниципальной службы является профессионализм и компетентность муниципальных служащих.

Согласно ст.9 указанного закона квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы)или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно Перечню должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городского, сельского поселения, утвержденного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Реестре должностей муниципальной службы» должность «главный специалист» относится к категории «специалисты» старшей группы должностей, а должность «начальник отдела»- к категории «специалисты» ведущей группы должностей.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ7 г. «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>» для замещения указанных выше должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее профессиональное образование.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 занимает должность главного специалиста отдела по правовым, жилищным и социальным вопросам, однако высшего образования она не имеет.

Считает, что администрация МО <адрес> нарушает права граждан <адрес> которые обращаются в администрацию в сфере правовых, жилищных и социальных вопросов, отсутствие надлежащего образования у ФИО4 влечет некачественное и ненадлежащее оказание услуг населению по занимаемой должности, круг которого определить не представляется возможным. О нарушениях допущенных ФИО4 прокурором неоднократно вносились представления в адрес Администрации <адрес>. Кроме того, данное нарушение препятствует лицам, имеющим высшее образование в установленном законом порядке занять занимаемую ФИО4должность.

В судебном заседании зам.прокурора <адрес> ФИО2 настаивает на удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО3, выступающий по доверенности, исковые требования прокурора не признал и пояснил, что ФИО4 работает на муниципальной должности муниципальной службы главным специалистом по жилищным вопросам отдела по правовым, жилищным и социальным вопросам. Отдел, в котором работает ФИО4 возглавляет начальник-ФИО8.

ФИО4 не имеет высшего образования, но она учится на заочной форме обучения на шестом курсе ФГБОУ ВПО «<адрес> государственный торгово-экономический институт». Предполагаемый срок ее обучения до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, она является одинокой матерью, воспитывает дочь ФИО11 По месту работы ФИО4характеризуется с положительной стороны, нареканий со стороны граждан в администрацию <адрес> не поступало. ФИО4была переведена на занимаемую ею в настоящее время должность тогда, когда она училась на четвертом курсе института. Учитывая отдаленность нашего города от краевого центра, а также то, что город находится в районе Крайнего Севера, отдален от других населенных пунктов на значительное расстояние, найти специалистов имеющих стаж государственной или муниципальной службы не просто.

ФИО4 исковые требования прокурора не признала и пояснила, что она со своей работой справляется. Все ее обязанности оговорены в должностной инструкции. В ее полномочия не входит работа с письмами граждан. Со стороны граждан, которые приходят к ней на прием нареканий не было. Начальником отдела по правовым, жилищным и социальным вопросам -назначена ФИО8, которая имеет высшее образование. Прокурор вносил представления в адрес Администрации <адрес>. Нарекания были по работе жилищной комиссии города. Она учится в институте, летом получает диплом. Является матерью одиночкой. Со своей работой справляется.

Полагает, что на нее как одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет, распространяется гарантия, закрепленная частью четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая не допускает увольнение по инициативе работодателя женщин, относящихся к этой категории. Приказа об объявлении ей замечания в соответствии с требованиями Трудового кодекса не было.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а для достижения этих целей используются соразмерные правовые средства; из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

В соответствии ч.1 ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Ч.6 ст.16 вышеназванного закона указывает, что поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы либо стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы.

В должностной инструкции главного специалиста по жилищным вопросам отдела по правовым жилищным и социальным вопросам администрации <адрес> указаны квалификационные требования по должности, указывается на то, что на должность главного специалиста по жилищным вопросам отдела по правовым, жилищным и социальным вопросам администрации <адрес> назначается лицо имеющее средне-специальное, высшее образование, имеющее стаж и опыт работы муниципальной или гос.службы не менее 2-х лет или других должностях руководителей или специалистов соответствующей профилю отрасли не менее трех лет.

В судебном заседании установлено, что ФИО4 принята в Администрацию <адрес> распоряжением -р от ДД.ММ.ГГГГ специалистом отдела по учету, распределению, приватизации жилья и переселения граждан.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 переведена на должность главного специалиста в отдел по юридической работе, кадровым вопросам и жилищным правоотношениям 14 разряда.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением переведена на должность главного специалиста 14 разряда в отдел по жилищным отношениям.

ДД.ММ.ГГГГ переведена главным специалистом по техническому обеспечению деятельности администрации 14 разряда в отдел по социальным вопросам, жилищной политики и имущественным отношениям.

ДД.ММ.ГГГГ переведена специалистом 6 разряда отдела по социальным вопросам жилищной политики и имущественных отношений.

ДД.ММ.ГГГГ переведена на муниципальную должность гл.специалиста по жилищным вопросам отдела по социальным вопросам жилищной политики и имущественным отношениям.

ДД.ММ.ГГГГ переведена на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста по жилищным вопросам отдела по правовым жилищным и социальным вопросам администрации <адрес>.

Т.о. ФИО4 работает в Администрации <адрес> более шести лет. Все это время она занимается вопросами жилищных отношений. Из характеристики следует, что она зарекомендовала себя с положительной стороны, отлично справляется с должностными обязанностями, своевременно и качественно решает возникающие проблемы.

Согласно должностных обязанностей в обязанности ФИО4 не входит работа с письмами граждан, а в служебном отношении, как специалист по жилищным вопросам подчиняется непосредственно начальнику отдела по правовым, жилищным и соцальным вопросам.

Согласно ст.84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (п.11 ч.1 ст.77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы в следующих случаях, в том числе отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

По прямому указанию данной нормы Закона увольнение муниципального служащего, не имеющего образования, соответствующего установленным квалификационным требованиям, следует в случае, если отсутствие такого образования исключает возможность продолжения работы на данной должности.

Суд полагает, что наличие высшего образования не являются самоцелью, а преследуют задачу повышения профессионального уровня муниципальных служащих.

По мнению суда, если муниципальный служащий успешно справляется со своими профессиональными обязанностями в течение определенного времени, нецелесообразно увольнять его лишь в связи с отсутствием высшего профессионального образования, установленного квалификационными требованиями.

Суд учитывает, что ФИО4 приняла меры к повышению своего образовательного уровня, предполагаемый срок получения диплома о высшем образовании июнь 2012 года.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, касающуюся обоснованности изменений, вносимых в действующее законодательство. Так, Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики. В этой связи Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает принцип разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этой целью законодатель должен обеспечить предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано ( Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Сторонами не оспаривается, что ФИО4 успешно справляется со своими обязанностями.

Исходя из прямого толкования ст.84 ТК РФ, трудовой договор с ФИО4 может быть прекращен в связи с отсутствием у работника высшего профессионального образования, если это исключает возможность продолжения им работы, выполнения профессиональных обязанностей на данной должности.

В силу ст.56 ГПК РФ обязанность доказать наличие таких обстоятельств возлагается на истца.

Доказательств того, что отсутствие высшего образования профессионального образования препятствует ФИО5 выполнять обязанности главного специалиста жилищных вопросов отдела по правовым, жилищным и социальным вопросам администрации города прокурором не представлено.

В судебном заседании установлено, что ФИО10 является матерью-одиночкой. Одна воспитывает ребенка в возрасте до 14-ти лет.

Определяя формы и способы государственной поддержки, которая в силу Конституции Российской Федерации гарантируется всем семьям, имеющим детей, и реализуя при этом свои дискреционные полномочия, в рамках которых ему предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения, законодатель вправе установить для женщин, воспитывающих детей, комплексную систему социальных гарантий с учетом как экономических, социальных и финансовых факторов, так и особенностей, обусловленных составом семьи (многодетные, неполные семьи; семьи, имеющие детей-инвалидов, и т.п.), и ввести специальные меры государственной защиты в отношении одиноких матерей, которые заведомо не имеют юридической возможности получать какую-либо помощь со стороны отца ребенка, за благополучие и всестороннее развитие которого лишь они несут всю полноту родительской ответственности.(Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки ФИО6")

Что касается одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, которые реализуют право на свободное распоряжение своими способностями к труду, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, путем прохождения муниципальной службы, то в их правовой статус как муниципальных служащих гарантии, связанные с материнством и воспитанием детей, не включены непосредственно. Это, однако, не означает, что такие гарантии им не предоставляются.

Ч.1 ст. 3 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О муниципальной службе в Российской Федерации" указывает на то, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Ч. 2 данной статьи прямо указывает на то, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Основанные на положениях Конституции Российской Федерации о социальном характере российского государства и необходимости защиты семьи, материнства и детства, в том числе в трудовых и государственно-служебных отношениях (статьи 7 и 37; статья 38, часть 1), а также на требованиях международных актов (пункт 3 статьи 27 Конвенции о правах ребенка) государственные гарантии, предоставляемые женщинам в связи с материнством и воспитанием ребенка, имеют целью не только обеспечение им возможности сочетать семейные обязанности с профессиональной деятельностью, достижение фактического равенства в сфере труда, но и прежде всего - защиту интересов ребенка, создание условий, необходимых для его полноценного развития.

Правовая природа этих гарантий, как направленных наряду с другими мерами государственной поддержки на защиту материнства и детства, предопределяет широкую сферу их применения. В силу этого лишение проходящих муниципальную службу одиноких матерей, воспитывающих детей в возрасте до 14 лет, государственной защиты, которая в случае увольнения по инициативе представителя нанимателя гарантируется действующим законодательством женщинам - муниципальным служащим, проходящим военную или правоохранительную службу, равно как и тем женщинам, которые осуществляют трудовую деятельность по трудовому договору, недопустимо, поскольку в нарушение конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности не имеет разумного и объективного оправдания и не основано на особенностях государственной гражданской службы и муниципальной службы.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что прокурором <адрес> не представлено суду достаточных доказательств того, как именно, нарушены принципы муниципальной службы, определенные в ст.4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при заключении трудового договора с ФИО4и как при этом нарушаются законные интересы населения муниципального образования <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд считает отказать в удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации <адрес> к прекращению трудового договора с ФИО4по ст.84 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении иска прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц об обязывании Администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГпрекратить трудовые отношения с ФИО4 по ст.84 ТК РФ отказать.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в аппеляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.

Судья                                                                            ФИО7

.