№ 2-246/12 по иску прокурора.. в интересах неопределенного круга лиц к ... о взыскании платежей за негативное воздействие на окружающую среду



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                <адрес>

Игарский городской суд <адрес> в составе Председательствующего судьи ФИО4., с участием зам.прокурора <адрес> ФИО1, при секретаре ФИО2 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «<адрес>» о понуждении к уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Установил:

Прокуратурой <адрес> осуществляется надзор за исполнением природоохранного законодательства в части своевременного внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов.

В ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратился в суд с заявлением, если это требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества и государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

    Обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, где говорится, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и т.д.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом г ч. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам полномочий министерства природных ресурсов и экологии РФ, службы по экологическому и, технологическому и атомному надзору», Федеральной службе по надзору в сфере природопользования добавлены полномочия в части ведения государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредной воздействие на атмосферный воздух.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Согласно п.п. 15 п. 2 ч. 1 Перечня источников доходов бюджетных субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, Приложения к Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их введении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», за Росприроднадзором закреплен источник дохода - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Прокуратурой <адрес> в мае 2012 года проведена проверка исполнения законодательства о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, по результатам которой установлено, что ООО «<адрес>», является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, оказывает негативное воздействие в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления.

ООО «<адрес>» является природопользователем, а значит и плательщиком на негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно Разрешения от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ООО «<адрес>» имеет право на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года ООО «<адрес>» должно выплатить 1509939,78 рублей.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2011 года ООО «<адрес>» должно выплатить 914293,14 рублей.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2011 года ООО «<адрес>» должно выплатить 435108,59 рублей.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года ООО «<адрес>» должно выплатить 1671458,34 рублей.

Согласно расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года ООО «<адрес>» должно выплатить 1419868,24 рублей.

Общая сумма задолженности составляет:

1509939,78+914293,14+435108,59+1671458,34+1419868,24= <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании прокурор сумму задолженности изменил, пояснив, что сумма задолженности составляет <данные изъяты> руб..

В установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду ООО «<адрес>» внесена не была.

Не внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду нарушает порядок формирования и использования бюджетов трех уровней. Указанные средства не могут быть использованы на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства. При этом нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды".

Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью <адрес>», будучи надлежащим образом извещенные времени слушания в судебное заседание не явились. Об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Представитель управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, исковые требования прокурора поддерживают в сумме 6006833,29 руб.., просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив и исследовав представленные материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 ФЗ « Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров ( продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. При этом, согласно ст. 210-211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанности по содержанию рассматриваемого имущества закреплены в ст.11,12,23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « ОБ отходах производства и потребления». Исходя из смысла указанных статей, именно, собственник отходов должен разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, размещать отходы производства и потребления только в специально отведенных для этих целей местах на основании разрешения контролирующих органов, осуществлять плату за размещение отходов и т.д.

Так как размещение отходов производства и потребления в соответствии со ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по ее оплате, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»,

« Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» утв. Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, т.е. являются обязательными.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ « Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ за , установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду- не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии со ст. 3 ФЗ « Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования, научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природу. Среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.3 ст.16 ФЗ « Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. Этот порядок, как указано в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О, определен ныне действующим Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» ( в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) ( п.1,2,3,4,5,6) в соответствии с указанными законоположениями « платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.»

В соответствии с указанным Определением Конституционного суда РФ, « Оплата за негативное воздействие на окружающую среду», является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально- возмездного платежа на основе дифференцированных ( индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, что бы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление». В соответствии с нормативно- правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично- правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности. Оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия, т.е. указанные платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.

Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ - О, в п. 2 ее резолютивной части, прямо указано, что конституционно-правовой смысл Постановления Правительства РФ « Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» является общеобязательным, исключает любое иное истолкование данного Постановления правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к налоговым доходам федерального бюджета.

Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности осуществляет Росприроднадзор.

В соответствии со ст. 51,57,62 Бюджетного кодекса РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета-20%, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - по 40%. Соответственно не поступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.

Учитывая, что эта плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среды, на научные исследования безопасных технологий, выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности, а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц ( ст.42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ « Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, т.к. реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием организаций по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Учитывая, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена и регулируется ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды», т.е. специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду ( согласно п.1 ст.2 ФЗ « Об охране окружающей среды») необходимо признать, что правовые отношения, возникшие в связи с внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду являются экологическими отношениями.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Суду представлены доказательства того, что ОАО «<адрес>» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека, оказывает негативное воздействие в результате выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размещения отходов производства и потребления.

         При этом, предприятие имеет задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период: за 1 квартал 2011 года - 1 509 940,05 рублей; за 2 квартал 2011 года     - 914293,14 рублей, за 3 квартал 2011 года - 435108,59 рублей, за 4 квартал 2011 года - 1 727 623,27 рублей, за 1 квартал 2012 года     - 1419868,24 рублей, а всего <данные изъяты> рублей

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием вносится в бюджет РФ, бюджет <адрес>, бюджет муниципального образования- <адрес>.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, является нарушением ст.11,23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В отзыве Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год и 1 квартал 2012 года в сумме 6 <данные изъяты> рублей.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации в полном объеме.

Взыскать в принудительном порядке с Открытого Акционерного Общества «<адрес> (ОАО «<адрес>») ИНН 2466212734 сумму основного долга по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период: за 1 квартал 2011 года - 1 509 940,05 рублей; за 2 квартал 2011 года     - 914293,14 рублей, за 3 квартал 2011 года - 435108,59 рублей, за 4 квартал 2011 года - 1 727 623,27 рублей, за 1 квартал 2012 года     - 1419868,24 рублей, а всего <данные изъяты> рублей через федеральное казначейство с распределением взысканной суммы в следующих размерах : 20%- в доход федерального бюджета, 40%- в доход бюджета <адрес>, 40%- в доход бюджета муниципального образования -<адрес> на счет УФК по <адрес> (Управление Росприроднадзора по <адрес>), ИНН 2466146143, БИК 040407001 КПП 246601001 р/с 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес> Красноярск КБК 04811201000010000120.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Игарский городской суд.

Судья                                                                     ФИО5