№ 2-316/12 от 02.10.2012г. по иску ... к ... об оплате дополнительного отпуска



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                          <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре судебных заседаний ФИО2,

с участием представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> о возложении обязанности по предоставлению и оплате дополнительного отпуска за работу по совместительству в районах Крайнего Севера,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о возложении обязанности по предоставлению и оплате дополнительного отпуска за работу по совместительству в районах Крайнего Севера, мотивируя тем, что она работает медсестрой инфекционного отделения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. В свободное от основной работы время выполняет работу по совместительству медсестрой в инфекционном отделении в дневное время на 1 ставку. Поскольку нарушено ее право на отдых, так как не предоставляется дополнительный отпуск по внутреннему совместительству в количестве 24 календарных дней за работу в районах Крайнего Севера в соответствии со ст. 321 Трудового кодекса Российской Федерации, просит обязать <данные изъяты> предоставлять и оплачивать дополнительный отпуск продолжительностью 24 дня за работу в районах Крайнего Севера по совместительству.

Впоследствии в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Савченко Н.А. изменила свои исковые требования, указывая на то, что она работала по совместительству медицинской сестрой инфекционного отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по срочному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении с работы по совместительству ей не была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера. Просит взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за работу медицинской сестрой инфекционного отделения по совместительству в условиях Крайнего Севера за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 8 дней в сумме <данные изъяты> рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом: путем вручения ей судебной повестки, о чем в материалах гражданского дела имеется расписка (л.д. 48). Представила суду заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно указывая, что с расчетом размера компенсации в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за неиспользованный отпуск за работу по совместительству, произведенным ответчиком, согласна (л.д. 45).

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей общие основания предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков определенным категориям работников, и буквального толкования ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера, является целевой гарантией, предоставляемой только по основному месту работы, в связи с чем лица, работающие на условиях совместительства, права на дополнительный оплачиваемый отпуск при работе в районах Крайнего Севера не имеют. Считая, что правовые основания для предоставления истцу дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера пропорционально отработанному времени за работу по совместительству, и, следовательно, выплате компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, отсутствуют, истцу при увольнении с работы по совместительству была выплачена компенсация только за неиспользованный основной отпуск. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения представителя ответчика, огласив и исследовав материалы гражданского дела в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (ч. 1). Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ч. 2). Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (…лиц, работающих по совместительству…) устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

На основании ч. 1 ст. 286 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие по совместительству, имеют право на ежегодные оплачиваемые отпуска, которые предоставляются им одновременно с отпуском по основной работе.

Согласно ст. 114 Трудового кодекса Российской Федерации работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В силу ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях…

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с целью возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня. При этом общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях (ст. 321 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, лица, работающие в районах Крайнего Севера по совместительству, имеют такую же общую продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, как и по основному месту работы с учетом требований ч. 2 ст. 286 Трудового кодекса Российской Федерации.

Неиспользованный дополнительный отпуск за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при увольнении работника можно заменить на денежную компенсацию по общим правилам, предусмотренным статьей 127 Трудового кодекса российской Федерации, включая компенсацию, рассчитанную пропорционально отработанному времени.

Судом установлено, что ФИО1 работала в <данные изъяты> на условиях совместительства медицинской сестрой палатной с ДД.ММ.ГГГГ на основании срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа от ДД.ММ.ГГГГ -с.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -с уволена с работы по совместительству с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 14 календарный дней (л.д. 27), из чего следует, что компенсация за дополнительный оплачиваемый отпуск, истцу, работающему у ответчика по совместительству, в нарушение ст. 321 Трудового кодекса Российской Федерации не выплачена.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск закреплено за работником и является его конституционным правом (ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации), и, исходя из самого определения отпуска, под которым понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, предоставляемого всем работникам для восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст.ст. 106, 107, 114 Трудового кодекса Российской Федерации), поэтому суд приходит к выводу о том, что лица, работающие на условиях совместительства профессий (должностей) в районах Крайнего Севера, имеют право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, которые предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Таким образом, оба отпуска совместителя, как правило, укладываются в один и тот же календарный период, но расчет отпускных производится с учетом выплат и по основной работе, и по работе по совместительству.

Поскольку дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера по совместительству, устанавливается на общих основаниях, то требования истца о выплате ему компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск пропорционально отработанному времени на условиях совместительства основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истцу ФИО1 при увольнении не была выплачена компенсация за не использованный дополнительный отпуск за работу по совместительству в районах Крайнего Севера, суд находит обоснованными исковые требования истца о взыскании с ответчика <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за 8 календарных дней дополнительного отпуска исходя из следующего расчета: <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (заработная плата) : 89,15 (количество дней) х 8 календарных дня дополнительного отпуска (24 к. дня : 12 мес. х 4 мес.)

Доводы ответчика о том, что истец не имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск, поскольку ч. 1 ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера, только по основному месту работы, судом во внимание не принимаются, поскольку такое право истца, прямо предусмотрено ч. 2 ст. 321 Трудового кодекса Российской Федерации, а положения ч. 1 ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации распространяются не на отпуска, являющиеся одним из видов времени отдыха, а на гарантии и компенсации, предусмотренные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то с <данные изъяты> в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о взыскании компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за работу по совместительству в районах Крайнего Севера удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО1 компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск за работу по совместительству в районах Крайнего севера в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>).

Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>) в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через <адрес> городской суд <адрес>.

Председательствующий                                                                                                 ФИО6