Решение. Вступило в законную силу 15.07.2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Село Кемля 05 июля 2010 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием помощника прокурора Ичалковского района РМ Кормякова А.А., представителя Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия А., представителя МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В., при секретаре судебного заседания Прониной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района РМ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению (МДОУ) «Кемлянский детский сад комбинированного вида», Администрации Ичалковского муниципального района РМ о признании незаконным бездействия МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства,

установил:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению (МДОУ) «Кемлянский детский сад комбинированного вида» и Администрации Ичалковского муниципального района РМ и о признании незаконным бездействия МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.01.2010 года прокуратурой района с участием специалиста-эксперта Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РМ в Ромодановском, Ичалковском и Б-Игнатовском районах проведена проверка исполнения МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» законодательства, направленного на обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья детей, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Согласно ч.1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 51 Закона РФ 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Согласно п. 1.10, п. 2.1., п. 2.1.2, п. 2.1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №24 от 26.03.2003 г. (далее правила и нормативы) игровое и спортивное оборудование на участке и в здании ДОУ, мебель, компьютерная техника, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам.

Через территории МДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения.

В соответствии с требованиями п.п. 2.1.12, 2.1.13, 2.1.14, 2.1.17 Правил и нормативов для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м ^2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Площадь озеленения ДОУ должна составлять не менее 50 %. В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и другого полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы, не менее 3 метров между групповыми площадками, между групповой и физкультурными площадками; не менее 6 метров между групповой и хозяйственными площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками; не менее 2 метров между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Групповые площадки ограждают кустарником. По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 метра, со стороны улицы - не менее 6 метров. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 метров, кустарники - 5 метров от здания ДОУ. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

Хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований в МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» отсутствует один теневой навес для ясельной группы (при наличии 7 детских групп - 6 теневых навесов); общая площадь всех теневых навесов менее 40 кв. метров(18 кв. метров), один из теневых навесов требует ремонта кровельного покрытия; в другом теневом навесе требуется ремонт деревянной решетки; в третьем теневом навесе необходимо принять меры по уборке аварийного дерева (яблоня, 2-я средняя группа); на детских игровых площадках ясельных групп недостаточно игрового оборудования; на территории детской игровой площадки 2-й младшей группы, проходят коммуникации, в виде газовой трубы, что является недопустимым; на территории МДОУ расположено большое количество аварийных деревьев, которые подлежат уборке; детские игровые площадки между собой не имеют какого-либо разделения в виде зеленых насаждений, а существующее ограждение не соответствует предъявляемым требованиям, что в последствии может привести к получению детьми телесных повреждений; на одной из детских металлических горок, имеются острые углы и выступы; отсутствует общая физкультурная площадка, на территории МДОУ расположен контейнер для сбора твердых бытовых отходов, который каким-либо образом не отделен от детских игровых площадок и не имеет самостоятельного въезда для вывоза твердых бытовых отходов, отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность игрового оборудования.

Вышеуказанные факты являются грубыми нарушениями действующего законодательства, которое является следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида».

Допуская нарушения вышеуказанного законодательства, администрация МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» создает опасность для жизни и здоровья детей, ответственность за которых возложена на образовательное учреждение.

По результатам выявленных нарушений действующего законодательства 28.01.2010 г. в адрес заведующей МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» внесено представление об устранении нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, по результатам рассмотрения представления прокуратуры района, администрацией МДОУ приняты следующие решения: об уборке аварийных деревьев (немедленно); ремонт и постройка теневых навесов (весна 2010 года); оборудование площадки и места под контейнеры ТБО (весна 2010 года); оборудование общей физкультурной площадки, путем сноса ветхого сооружения и иные мероприятия.

29.01.2010 г. прокурором района в отношении заведующей МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.7 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Однако, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования в отношении МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида», вышеуказанные нарушения действующего законодательства продолжают иметь место до настоящего времени.

Согласно дополнительного акта проверки МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» от 09.06.2010 г., нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, указанные в представлении от 28.01.2010 до настоящего времени не устранены.

Не выполнение указанных выше мероприятий создает опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних граждан в будущем (получение телесных повреждений) поскольку детские игровые площадки МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» не отвечают требованиям безопасности и нормам действующего законодательства, что в силу ч.1 ст. 1065 ГК Российской Федерациии является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.

В связи с тем, что МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида», расположенный по адресу: РМ, Ичалковский муниципальный район, с. Кемля, пер. _______, __, является публичным местом, которое посещают жители Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в том числе несовершеннолетние воспитанники, то соответственно данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, заключается в следующем, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Ичалковского района РМ Кормяков А.А. иск к ответчикам поддержал по изложенным в нем основаниям. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Третье лицо - представитель Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в судебное заседание не явился. Согласно письма начальника отдела Ч.., он просит дело рассмотреть без его участия, заявленные исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика - Администрации Ичалковского муниципального района РМ А.. исковые требования прокурора Ичалковского района РМ признала полностью, пояснив, что отмеченные в иске прокурора нарушения имеют место. Однако решением Совета депутатов Ичалковского муниципального района от 15.04.2010 года были выделены денежные средства на ремонт теневых навесов. Также будут изыскиваться денежные средства на приобретение игрового оборудования. В настоящее время детский сад закрыт на ремонт и срок до 1 сентября 2010 года выявленные нарушения будут устранены.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В. исковые требования прокурора Ичалковского района РМ признала полностью, пояснив, что отмеченные в иске нарушения законодательства имеют место. Детский сад в настоящее время закрыт на ремонт. Собственными силами начали убирать аварийные деревья. Также она обратилась с письмом И.о. Главы администрации Кемлянского сельского поселения Бочкину М.С. об оказании помощи по уборке аварийных деревьев, контейнеры для бытовых отходов вынесены за территорию детсада, закуплен материал для ремонта теневых навесов, произведены сварочные работы по отрезу острых углов металлической горки. В срок до 1 сентября 2010 года выявленные нарушения постепенно будут устранены.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из дополнительного акта проверки проведенного 09 июня 2010 года заместителем прокурора Ичалковского района РМ Бурова А.В. с участием заведующей МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В. в МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» отсутствует один теневой навес для ясельной группы (при наличии 7 детских групп - 6 теневых навесов); общая площадь всех теневых навесов менее 40 кв. метров, (18 кв. метров), один из теневых навесов требуется ремонта кровельного покрытия; в другом теневом навесе требуется ремонт деревянной решетки; на детских игровых площадках ясельных групп недостаточно игрового оборудования; на территории МДОУ расположено большое количество аварийных деревьев, которые подлежат уборке; на одной из детских металлических горок, имеются острые углы и выступы; отсутствует общая физкультурная площадка, на территории МДОУ расположен контейнер для сбора твердых бытовых отходов, который каким-либо образом не отделен от детских игровых площадок и не имеет самостоятельного въезда для вывоза твердых бытовых отходов, отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность игрового оборудования л.д.6-7).

Из выписки из ЕГРЮЛ от 09.06.2010 года следует, что учредителем МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» является Администрация Ичалковского муниципального района РМ л.д.8-17).

Из Устава МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» следует, что данное учреждение является муниципальным учреждением, финансируемым Учредителем в соответствии с договором, заключенным между учредителем и МДОУ. Деятельность учреждения направлена на реализацию программ дошкольного образования; охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение познавательно-речевого, социально - личностного, художественно - эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков и физическом (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьей детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей л.д.18-28).

Копией акта проверки МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения от 27.01.2010 года подтверждается, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил л.д.29-30).

Из представления прокурора Ичалковского района РМ вынесенного 28.01.2010 по результатам проверки следует, что заведующей МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» предписано принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства об охране жизни и защите здоровья детей, устранить нарушения действующего законодательства об охране жизни и защите здоровья детей, путем приведения детских игровых площадок МДОУ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями л.д.27-28).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 января 2010 года следует, что в отношении заведующей МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В. возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.7 КоАП РФ л.д.34-35).

Копией постановления по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2010 года подтверждается, что заведующая МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» В. признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 6.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей л.д.37-38).

Из пунктов 1.3, 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г., усматривается, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.

Согласно требованиям вышеуказанных Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.1.1249-03:

- игровое и спортивное оборудование на участке и в здании ДОУ, мебель, компьютерная техника, игры, игрушки, издательская продукция, предметы гигиены и ухода за детьми, моющие и дезинфицирующие средства должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам (1.10).

- выбор земельных участков для строительства ДОУ, проекты зданий, привязка проектов (в т.ч. реконструкции и перепрофилирования) допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам (2.1.1)

- ДОУ следует размещать в микрорайонах на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей. Через территории ДОУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения). Расстояния от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей определяют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов (2.1.2).

- Территория участка ограждается забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.

На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка ДОУ для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей (2.1.3).

- для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. В IA, IB, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с принудительной вентиляцией.

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 x 6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование (2.1.12).

- игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Допускается устанавливать серийно выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.

Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; оно должно быть надежно закреплено.

Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для изготовления оборудования используют материалы высокого качества, способные выдерживать большие нагрузки. Для покрытия конструкций используют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам (2.1.13).

- площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.

В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

- не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;

- не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

- не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Групповые площадки ограждают кустарником. По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания ДОУ. Для озеленения участка используют зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли (2.1.14).

- хозяйственную зону располагают на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок, изолируют от остальной территории зелеными насаждениями. Она имеет самостоятельный въезд с улицы, удобную связь с пищеблоком и постирочной. На территории хозяйственной зоны могут размещаться: при отсутствии теплоцентрали - котельная с соответствующим хранилищем топлива; при отсутствии центрального водоснабжения - сооружения водоснабжения с санитарно-защитной зоной; овощехранилище площадью не более 50 кв.м. и места для сушки белья и выбивания ковровых изделий. Заключение на строительство овощехранилища получают в установленном порядке (2.1.17).

Из представленных ответчиками копии платежного поручения от 21.04.2010 года, копий накладных от 08.06.2010 года, 10.06.2010 года, 22.06.2010 года, 29.06.2010 года видно, что финансовым управлением Ичалковского муниципального района перечислено 60 000 рублей и администрацией МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» приобретены: профнастил, уголок, металлические трубы.

Право прокурора на предъявление иска в защиту интересов неопределенного круга граждан предусмотрено ст.45 ГПК РФ.

На основании п.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Представители ответчика исковые требования прокурора Ичалковского района РМ фактически признали полностью.

Анализируя представленные сторонами суду доказательства, подлинность которых у суда не вызывают сомнения, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ичалковского района РМ являются обоснованными и следует удовлетворить.

В соответствии с п. 1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.

На основании ст. 88 ГПК Российской Федерации и ст. 333.19 НК Российской Федерации с МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок.

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кемлянский детский сад комбинированного вида» в срок до 1 сентября 2010 года осуществить мероприятия по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:

- установить и оборудовать один теневой навес для ясельной группы;

- привести нормативную площадь теневых навесов в соответствии с нормами Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (не менее 40 кв. метров);

- полностью произвести ремонт всех теневых навесов, расположенных на территории МДОУ;

- в полном объеме обеспечить детские игровые площадки ясельных групп игровым оборудованием;

- произвести уборку аварийных деревьев, расположенных на территории МДОУ;

- произвести ремонт детского игрового оборудования - детской металлической горки, имеющей острые углы и выступы;

- оборудовать на территории МДОУ общую физкультурную площадку;

- определить место и оборудовать площадку под установку контейнера для твердых бытовых отходов, вне территории МДОУ.

Взыскать с МДОУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» государственную пошлину в размере 4000(четыре тысячи рублей) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд.

Председательствующий: М.И.Малов

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06 июля 2010 года.

Судья: М.И. Малов