Решение. Вступило в законную силу 10.08.2010.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Кемля 28 июля 2010 года

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района РМ Бурова А.В., представителя третьего лица на стороне истца Курганской Л.В., представителя Администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Арбузовой Н.А., представителя МДОУ «Смольненский детский сад» Мамкаевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Прониной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района РМ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению (МДОУ) «Смольненский детский сад», Администрации Ичалковского муниципального района РМ о признании незаконным бездействия МДОУ «Смольненский детский сад» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства,

установил:

Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению (МДОУ) «Смольненский детский сад» и Администрации Ичалковского муниципального района РМ и о признании незаконным бездействия МДОУ «Смольненский детский сад» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что 26.11.2009 прокуратурой района с участием ведущего специалиста-эксперта и старшего специалиста 1 разряда Территориального отдела управления Роспотребнадзора по РМ в Ромодановском, Ичалковском и Б-Игнатовском районах проведена проверка исполнения МДОУ «Смольненский детский сад» законодательства, направленного на обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья детей, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 51 Закона Российской Федерации 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Проведенной проверкой установлено, что в МДОУ «Смольненский детский сад» отсутствуют теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков, отсутствует общая физкультурная площадка размером не менее 250 кв. м., оборудованная в соответствии с санитарными требованиями, не соблюдена нормативная площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения, отсутствуют защитные полосы озеленения, обеспечивающие санитарные разрывы, на игровых площадках используется оборудование без наличия документов, подтверждающих его качество и безопасность. Используемое стационарное игровое оборудование выполнено без учета размеров по высоте и не соответствует предъявленным требованиям.

Вышеуказанные факты являются грубыми нарушениями действующего законодательства, которое является следствием ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами МДОУ «Смольненский детский сад».

Допуская нарушения вышеуказанного законодательства, администрация МДОУ «Смольненский детский сад» создает опасность для жизни и здоровья детей, ответственность за которых возложена на образовательное учреждение.

По результатам выявленных нарушений действующего законодательства 15.01.2010 в адрес заведующей МДОУ «Смольненский детский сад» внесено представление об устранении нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, по результатам рассмотрения представления прокуратуры района, администрацией МДОУ приняты следующие решения: на территории дошкольного образовательного учреждения отведено место для общей физкультурной площадки, которая будет приведена в соответствие до летнего оздоровительного периода, стационарное игровое оборудование детских площадок будет приведено в соответствие с учетом возраста и роста детей к летнему оздоровительному периоду, изыскиваются финансовые средства для ремонта теневого навеса для старшей группы и строительства теневого навеса для младшей группы.

Однако, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования в отношении МДОУ «Смольненский детский сад», вышеуказанные нарушения действующего законодательства продолжают иметь место до настоящего времени.

Согласно дополнительного акта проверки МДОУ «Смольненский детский сад» от 14.07.2010, нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, указанные в представлении от 15.01.2010 до настоящего времени не устранены.

Не выполнение указанных выше мероприятий создаёт опасность возможного причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних граждан в будущем (получение телесных повреждений) поскольку детские игровые площадки МДОУ «Смольненский детский сад» не отвечают требованиям безопасности и нормам действующего законодательства, что в силу ч. 1 ст. 1065 ГК Российской Федерации является основанием для предъявления иска об устранении обстоятельств, создающих такую опасность.

В связи с тем, что МДОУ «Смольненский детский сад», расположенный по адресу: РМ, Ичалковский муниципальный район, пос. ____, ул. ____, д . __ является публичным местом, которое посещают жители Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, в том числе несовершеннолетние воспитанники, то соответственно данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.

Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, заключается в следующем, в соответствии со статьей 20 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на жизнь. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья граждан.

В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района РМ Буров А.В. уточнил исковые требования к ответчикам. Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц МДОУ «Смольненский детский сад» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок и обязать МДОУ «Смольненский детский сад» и его учредителя Администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до 1 сентября 2010 года осуществить мероприятия по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: установить и оборудовать надлежащим образом на детских игровых площадках теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков; оборудовать на территории МДОУ общую физкультурную площадку; произвести озеленение территории дошкольного образовательного учреждения путем создания защитных полос озеленения, обеспечивающих санитарные разрывы на игровых площадках. Дополнительно проведенная проверка показала, что выявленные нарушения до сих пор не устранены.

Третье лицо - представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия в Ромодановском, Ичалковском и Большеигнатовском районах Курганская Л.В. заявленные исковые требования прокурора к ответчикам поддерживает.

Представитель ответчика - Администрации Ичалковского муниципального района РМ Арбузова Н.А. исковые требования прокурора Ичалковского района РМ признала полностью, пояснив, что отмеченные в иске прокурора нарушения имеют место. Решением Совета депутатов Ичалковского муниципального района от 15.04.2010 года были выделены денежные средства 20 000 рублей на ремонт теневых навесов. Также на рассмотрении Главы администрации Ичалковского муниципального района находится заявка МДОУ «Смольненский детский сад» о выделении дополнительно денежных средств в размере 59 000 рублей необходимых для надлежащего оборудования детских игровых площадок. В срок до 1 сентября 2010 года выявленные нарушения будут устранены.

Представитель ответчика - заведующая МДОУ «Смольненский детский сад» Мамкаева Л.Н. исковые требования прокурора Ичалковского района РМ признала полностью, пояснив, что отмеченные в иске нарушения законодательства имеют место. Собственных финансовых средств достаточных для надлежащего оборудования детских игровых площадок не имеется. На выделенные учредителем денежные средства были отремонтированы полы одного теневого навеса, сделан каркас другого теневого навеса, отведена территория по физкультурную площадку. В осенний период будет произведено озеленение территории детсада. В срок до 1 сентября 2010 года выявленные нарушения постепенно будут устранены.

Выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из дополнительного акта проверки, проведенной 14 июля 2010 года заместителем прокурора Ичалковского района РМ Бурова А.В. с участием заведующей МДОУ «Смольненский детский сад» Мамкаевой Л.Н., в МДОУ «Смольненский детский сад» отсутствуют теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков; отсутствует общая физкультурная площадка размером не менее 250 кв. м., оборудованная в соответствии с санитарными требованиями; не соблюдена нормативная площадь озеленения территории дошкольного образовательного учреждения, отсутствуют защитные полосы озеленения, обеспечивающие санитарные разрывы, на игровых площадках; используется оборудование, без наличия документов, подтверждающих его качество и безопасность. Используемое стационарное игровое оборудование выполнено без учета размеров по высоте и не соответствует предъявленным требованиям л.д.5).

Из выписки из ЕГРЮЛ от 09.06.2010 года следует, что учредителем МДОУ «Смольненский детский сад» является Администрация Ичалковского муниципального района РМ (л.д.20-35).

Из Устава МДОУ «Смольненский детский сад» следует, что данное учреждение является муниципальным учреждением, юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность. Деятельность учреждения направлена на реализацию программ дошкольного образования; охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение познавательно-речевого, социально - личностного, художественно - эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков и физическом (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьей детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Учредителем ДОУ является Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. ДОУ финансируется Учредителем в соответствии с договором между ДОУ и Учредителем. (л.д.6-19).

Копией акта проверки МДОУ «Смольненский детский сад» на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения № 113 от 26.11.2009 года подтверждается, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил (л.д.40-42).

Из представления прокурора Ичалковского района РМ вынесенного по результатам проверки 15.01.2010 следует, что от заведующей МДОУ «Смольненский детский сад» потребовано принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению законодательства об охране жизни и защите здоровья детей, устранить нарушения действующего законодательства об охране жизни и защите здоровья детей, путем приведения детских игровых площадок МДОУ в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (л.д.38-39).

Из пунктов 1.3, 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г., усматривается, что настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ДОУ, воспитанием и обучением детей, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила распространяются на все виды ДОУ, кроме компенсирующего вида.

Согласно требованиям вышеуказанных Санитарно-эпидемиологических правил и норматив (СанПиН 2.4.1.1249-03):

Зона игровой территории должна включать в себя: групповые площадки - индивидуальные для каждой группы - из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста; общую физкультурную площадку (2.1.10.)

- для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

Теневые навесы для детей ясельного и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждают с трех сторон, высота ограждения не менее 1,5 м. В IA, IB, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудуют отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 м2 на одного ребенка с принудительной вентиляцией.

Теневые навесы, пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещений групповых ячеек. Навесы для детей ясельного возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию ДОУ и использовать как веранды. В одной из стен навеса устраивают встроенный шкаф для хранения игрушек и инвентаря. Игровые площадки для детей ясельного возраста до 1 года оборудуют манежем (2,5 х 2,5 м), настилом (5 x 6 м). На площадках для детей ясельного возраста от 1 года до 3 лет устанавливают игровое оборудование (2.1.12).

- игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

Допускается устанавливать серийно выпускаемое или выполняемое по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно должно соответствовать возрасту и росту детей и иметь документ, подтверждающий его качество и безопасность.

Установка оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; оно должно быть надежно закреплено.

Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для изготовления оборудования используют материалы высокого качества, способные выдерживать большие нагрузки. Для покрытия конструкций используют материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам. Все полимерные материалы, используемые при изготовлении оборудования, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам (2.1.13).

- площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.

В площадь озеленения включают защитные от пыли, шума, ветра и др. полосы между элементами участка, обеспечивающие санитарные разрывы:

- не менее 3 м между групповыми площадками, между групповой и физкультурной площадками;

- не менее 6 м между групповой и хозяйственной площадками, между общей физкультурной и хозяйственной площадками;

- не менее 2 м между ограждением участка и групповыми или общей физкультурной площадками.

Групповые площадки ограждают кустарником. По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания ДОУ. Для озеленения участка используют зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли (2.1.14).

Общая физкультурная площадка должна состоять из: зоны с оборудованием для подвижных игр; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговой дорожки; ямы для прыжков; полосы препятствий.

В ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м2, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 м2 и 250 м2.

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр - травяное, всех остальных зон - твердое грунтовое, деревянное и другие покрытия, разрешенные в установленном порядке.

Для III климатического района вблизи физкультурной площадки допускается устраивать открытые плавательные бассейны переменной глубины от 0,4 м до 0,8 м и площадью 4 х 8 м или 6 х 10 м. При бассейне оборудуют ножную ванную шириной 1 м.

Содержание и эксплуатация закрытых бассейнов (для обучения детей плаванию) должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов( 2.1.15).

Право прокурора на предъявление иска в защиту интересов неопределенного круга граждан предусмотрено ст.45 ГПК Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании п.3 ст. 173 ГПК Российской Федерации при признании иска ответчиком, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Представители ответчика исковые требования прокурора Ичалковского района РМ фактически признали полностью. В ходе рассмотрения дела по существу суд убедился, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, то есть может быть принят судом.

Анализируя представленные сторонами суду доказательства, подлинность которых у суда не вызывают сомнения, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Ичалковского района РМ являются обоснованными и следует удовлетворить.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются. Поскольку одним из ответчиков является Администрация Ичалковского муниципального района РМ, второй ответчик МДОУ «Смольненский детский сад»» финансируется за счет средств учредителя, то ответчики подлежат освобождению от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МДОУ «Смольненский детский сад» по ненадлежащему оборудованию детских игровых площадок.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Смольненский детский сад» и его учредителя Администрацию Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до 1 сентября 2010 года осуществить мероприятия по приведению детских игровых площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: установить и оборудовать надлежащим образом на детских игровых площадках теневые навесы для защиты детей от солнца и осадков; оборудовать на территории МДОУ общую физкультурную площадку; произвести озеленение территории дошкольного образовательного учреждения путем создания защитных полос озеленения, обеспечивающих санитарные разрывы на игровых площадках.

Решение может быть обжаловано в течение 10-ти дней со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд.

Председательствующий: М.И.Малов