РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года с.Кемля
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Ежовой Е.В.,
при секретаре Кемарской Т.Ю.,
с участием заместителя прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В.,
представителя ответчика: администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия - Сурковой М.А., действующей на основании доверенности от __.__.20__ г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-121/2011 по иску прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В исковом заявлении указано, что __.__.20__ года прокуратурой района совместно с сотрудниками ОГИБДД ОВД по ___ муниципальному району Республики Мордовия и работниками дорожных организаций проведена проверка соблюдения администрацией Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия требований к содержанию улично-дорожной сети, в части организации освещения улиц, расположенных в границах сельского поселения.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с требованиями статьи 1 и части 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно пункта 5, подпункта 7.1. и пункта 21 статьи 14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; организация освещения улиц.
В соответствии с требованиями пункта 9 части 6 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 №257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно требований статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют деятельность по противодействию терроризму, которая заключается в предупреждении, выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); а также выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с разделом 1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007 (далее - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007), указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения.Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно требований п.4.6.1. п.п.4.6.1.1., 4.6.1.4., 4.6.1.5, 4.6.1.10., 4.6.1.11. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают:
- на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по [4];
- на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более;
- на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с таблицей 7;
- на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;
- на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м;
- в транспортных автодорожных тоннелях и на подходах к въездным порталам по [5];
- под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;
- на внеуличных пешеходных переходах;
- на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток;
- на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8 настоящего Национального стандарта.
Равномерность горизонтальной освещенности покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 9 настоящего Национального стандарта.
Опоры светильников устанавливают за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. В населенных пунктах, где дорога имеет профиль городского типа, опоры устанавливают на газоне за бортовым камнем на расстоянии от него до цокольной части опоры не менее 1,0 м.
На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы, а при большей высоте насыпи - свайный фундамент.
На насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи, допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе. При этом применяют травмо-безопасные опоры.
На обочинах автомобильных дорог и в населенных пунктах могут быть использованы выносные опоры, фундаментная часть которых имеет Г-образную форму. Такие опоры применяют в стесненных условиях при необходимости соблюдения требуемого расстояния между опорой и другими подземными коммуникациями.
При установке опор на расстоянии менее 4,0 м от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.
Проведенной проверкой установлено, что стационарное электрическое освещение автомобильных дорог на улицах: ___ общей протяженностью __ метров, пер. ___, общей протяженностью __ меторов и ул.___, общей протяженностью __ метров, находящихся в границах Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, не соответствует предъявляемым требованиям действующего законодательства, что подтверждается актом совместной проверки от __.__.20__.
Согласно иску отсутствие освещения на улицах в темное время суток причиняет значительные неудобства гражданам, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью граждан, затрудняет работу служб и ведомств, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, а также создает благоприятные условия для преступной и террористической деятельности.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что с. ___ Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия является публичным местом, которое посещают гости и жители Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, а по состоянию на __.__.20__ на территории указанного сельского поселения проживает __ человек, то соответственно данный круг людей нельзя индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, по мнению автора иска, заключается в следующем, в соответствии со статьей 20 и частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на жизнь и охрану здоровья. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением физическими и юридическими лицами требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по организации освещения улиц: ___, ___ и пер. ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до __.__.20__ организовать освещение улиц: ___, ___ и пер.___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007. Взыскать с ответчика государственную пошлину.
В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Буров А.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Суркова М.А. исковые требования признала и суду пояснила, что для выполнения требований иска необходимы большие материальные затраты и значительный промежуток времени для оформления документов и производства строительных работ. В связи с чем просила предоставить отсрочку исполнения решения суда до __.__.20__ года. Так как использование профицитных средств бюджета на 20__ год уже запланировано. Указанные денежные средства будут использоваться на ремонт дорог, жилых домов. При этом перечень дорог, подлежащих ремонту и жилых домов пока не определен. Доказательств, подтверждающих возможность производства работ по рассматриваемым исковым требованиям лишь к сентябрю 20__ года представителем ответчика суду предоставлено не было.
После разъяснения судом положений статей 39, 173 ГПК Российской Федерации, согласно которым в случае признания ответчиком иска и принятия его судом, это является основанием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований, представитель ответчика -Суркова М.А. признание иска подтвердила. Заявление представителя ответчика о признании иска приобщено к материалам дела.
Согласно статей 39, 173 ГПК Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд убедился в том, что признание иска ответчиком является добровольным.
Так как признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, оно судом принимается.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона Российской Федерации №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» противодействие терроризму это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизация и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35_ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму закреплены системность и комплексное использование правовых, специальных и иных мер противодействия, приоритет мер противодействия терроризму.
Пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Согласно пункту 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация освещения улиц.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
-приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
-соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компентенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статьи 12 указанного закона соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого, находятся дороги.
При рассмотрении дела судом установлено, что администрацией Кемлянского сельского поселения в нарушение действующего законодательства не принимаются необходимые меры по надлежащей организации освещения улиц с.___. Стационарное электрическое освещение автомобильных дорог на улицах: ___ общей протяженностью __ метров, пер. ___, общей протяженностью __ меторов и ул___, общей протяженностью __ метров с.___ находящихся в границах Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, не соответствует предъявляемым требованиям действующего законодательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Информацией начальника ОГИБДД по ___ муниципальному району Республики Мордовия М-ва. от __.__.20__ года, согласно которой при проведении проверки состояния улично-дорожной сети расположенной на территории сельских поселений Ичалковского муниципального района Республики Мордовия установлено, что на территории всех проверенных сельских поселений уличное освещение полностью отсутствует или несоответствует предъявляемым требованиям ГОСТа Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства» п.4.6.1. «Стационарное электрическое освещение» и СНИП 02.05.02.-85 «Автомобильные дороги» п.2.5. (л.д.6).
Из акта котрольного обследования автомобильной дороги с.___ пл.___ - ул.___, пл___ - пер.___, ул.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от __.__.20__ года следует, что уличное освещение не соответствует предъявляемым требованиям. Обследование проводилось с участием главы администрации сельского поселения Бочкина М.С.(л.д.7).
Согласно сообщения за подписью главы Кемлянского сельского поселения Бочкина М.С. численность населения с.___ по состоянию на __.__.20__ составляет __ человек (л.д.8).
Сообщением от __.__.20__ года подтверждается, что на территории Кемлянского сельского поселения расположены улицы ___, ___ и пер.___ (л.д.9).
Из сообщения администрации Кемлянского сельского поселения следует, что протяженность пер.___ составляет __ метров, ул.___ - __ метров, ул.___- __ метров ( л.д.10-11).
Согласно ст.6 Устава Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного и зарегистрированного в главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу в Республике Мордовия 12 мая 2008 года к вопросам местного значения Кемлянского сельского поселения относятся в том числе организация электроснабжения, содержание автомобильных дорог общего пользования, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах Кемлянского сельского поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Кемлянского сельского поселения, организация освещения улиц, (л.д.12-14).
Исследованные судом доказательства согласуются между собой, полностью подтверждают доводы иска, являются относимыми, допустимыми и достаточными для вынесения решения суда.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что бездействие администрации Кемлянского сельского поселения по организации надлежащего освещения улиц нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения, а также на безопасность жизни и здоровья граждан, гарантированные государством, создание надлежащих условий для выполнения работ службами и ведомствами, осуществляющими обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб, создает условия для совершения преступлений и правонарушений, а также возможности возникновения чрезвычайных ситуаций
В связи с указанным суд полагает, что исковые требования прокурора Ичалковского района о признании бездействия администрации Кемлянского сельского поселения по непринятию мер по организации освещения улиц:___, ___ и пер. ___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия незаконными и обязании администрации Кемлянского сельского поселения организовать освещение указанных улиц в соответствии с требованиями национального стандарта обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика, согласно которым исполнение решения суда в срок указанный в иске - __.__.20__ года невозможен, в связи с необходимостью проведения мероприятий требующих непредусмотренных бюджетом финансовых затрат и длительности срока исполнения, по мнению суда являются несостоятельными, так как какими-либо доказательствами не подтверждаются. Кроме того отсутствие необходимых денежных средств для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, создание надлежащих условий для выполнения работ службами и ведомтсвами, осуществляющих обслуживание граждан, в том числе правоохранительных органов и медицинских служб не может, по мнению суда, быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований в сроки определенные в иске. Так как жизнь, здоровье граждан и безопасность являются приоритетными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии статьей 333.36 п.1 п.п.19 НК Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного требование иска о взыскании с ответчика государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь предоставленных сторонами доказательств, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия по неприятию мер по организации уличного освещения и обязании организации уличного освещения в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по организации освещения улиц: ___, ___ и пер.___ с.___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Кемлянского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в срок до __.__.20__ организовать освещение улиц: ___, ___ и пер___ с. ___ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильного общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии №270-ст от 23.10.2007.
В остальной части иск прокурора оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Пред-ий
Решение суда в окончательной форме вынесено 27 апреля 2011 года.
Пред-ий Е.В. Ежова