О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
село Кемля 04 мая 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района РМ Бурова А.В., представителя ответчика Ичалковского РАЙПО - Терёшина Г.А., при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Ичалковскому районному потребительскому обществу (РАЙПО) об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к Ичалковскому районному потребительскому обществу об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой Ичалковского района РМ на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) в деятельности Ичалковского районного потребительского общества (далее по тексту - Ичалковское РАЙПО).
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов регламентированы также в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
Проверка с выходом на место показала, что вход в здание, где расположен аптечный пункт, принадлежащий ответчику, осуществляется через лестницу и не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручней), что нарушает вышеуказанное законодательство.
В соответствии с этим, обязанность по установке пандуса и поручней на лестнице при входе в здание, где расположен аптечный пункт, принадлежащее Ичалковскому РАЙПО и расположенное по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ возлагается на собственника данного здания, т.е. на Ичалковском РАЙПО.
Однако Ичалковским РАЙПО не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие при входе в здание, где расположен аптечный пункт устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить указанное здание определить невозможно.
Статья 45 ГПК Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия Ичалковского районного потребительского общества по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здание, где расположен аптечный пункт по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ и обязать ответчикаоборудовать вход в здание, где расположен аптечный пункт пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01. 07.2011.
В судебном заседании заместитель прокурора Ичалковского района РМ Буров А.В. от поддержания исковых требований отказался и просил производство по делу прекратить, в связи с добровольным оборудованием ответчиком входа в здание, где находится аптечный пункт, расположенный по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ пандусами и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261.
Представитель ответчика Терёшин Г.А., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что в настоящее время у входа в здание, где находится аптечный пункт, расположенный по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ установлены пандус и поручни. На прекращение производства по делу, в связи с отказом прокурора от иска, он не возражает.
Заявление прокурора Ичалковского района РМ об отказе от поддержания исковых требований приобщено к материалам гражданского дела.
Судом сторонам разъяснены последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК Российской Федерации. Отказ прокурора Ичалковского района РМ от поддержания иска не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Таким образом, имеются основания для принятия отказа от иска и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.39, 173, 220-221, 224-225 ГПК Российской Федерации, суд
определил:
Принять отказ прокурора Ичалковского района РМ от иска.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Ичалковскому районному потребительскому обществу об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 10 дней в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд.
Председательствующий: М.И.Малов