РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кемля 5 мая 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Бурова А.В., представителя муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Черемшановой Т.П., при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Районный дом культуры» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к муниципальному учреждению культуры «Районный дом культуры» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры».
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе, требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
Проверка с выходом на место показала, что вход в здание муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры», в котором расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», принадлежащее администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, и переданное в оперативное управление муниципальному учреждению «Районный дом культуры» осуществляется через лестницу и не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручней), что нарушает вышеуказанное законодательство.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с этим, обязанность по установке пандуса и поручней на лестнице при входе в здание муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры», в котором расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», находящееся по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ и переданное администрацией Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в оперативное управление муниципальному учреждению «Районный дом культуры», возлагается на ответчика.
Однако, муниципальным учреждением культуры «Районный дом культуры» не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие при входе в здание муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить указанное здание, невозможно.
На основании изложенного, прокурор просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», находящееся по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, и обязать муниципальное учреждение культуры «Районный дом культуры» оборудовать вход в здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», находящееся по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 в срок до 01.07.2011. Также просит взыскать с муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» пошлину в доход федерального бюджета.
В судебном заседании заместитель прокурора Буров А.В. поддержал требования, указанные в исковом заявлении по изложенным в нем основаниям и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Черемшанова Т.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала, пояснив, что здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», находящееся по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, передано РДК в оперативное управление. В настоящее время закуплены стройматериалы и трубы. В срок до 01.07.2011 пандус с поручнями вдоль входа крыльца будут установлены.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон)Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов предусмотрены также в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
В силу пункта 4.5 Руководящего документа системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации и Минтруда Российской Федерации от 22.12.1999 № 74/51, мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из акта проверки с фототаблицей к нему от __.__.20__ года по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации следует, что во время проверки соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в деятельности муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» по эксплуатации здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, принадлежащего администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и переданного в оперативное управление ответчику, установлено, что вход в здание ответчика, в котором расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», осуществляется через лестницу. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение не созданы: отсутствует пандус и опорные устройства. Достоверность сведений изложенных в акте проверки, заверена подписями представителя истца, ответчика, а также иных присутствующих лиц (л.д.4, 5).
Согласно пункту 1.5 копии Устава муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Учредителем и Собственником имущества Учреждения является Ичалковский муниципальный район. Функции Учредителя от имени Ичалковского муниципального района осуществляет администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. Функции Собственника имущества от имени Ичалковского муниципального района осуществляет администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия. Согласно пункту 1.6 копии Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (смету), имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Согласно пункту 2.2. копии Устава Учреждение для достижения целей, установленных Уставом, среди иных видов деятельности осуществляет следующие: создание и организация работы любительских творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам различной направленности и других клубных формирований; проведение различных по форме и тематике культурно-массовых мероприятий-праздников, представлений, смотров, фестивалей, конкурсов, концертов, выставок, вечеров, спектаклей, игровых развлекательных программ и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; проведение спектаклей, концертов и других культурно-зрелищных и других выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей, авторов. Согласно пункту 3.1 копии Устава Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права пользования и распоряжения в пределах, установленных главой 19 ГК Российской Федерации, настоящим Уставом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (л.д. 7-8).
Копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от __.__.20__ подтверждается, что муниципальное учреждение культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия расположено по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__. Как юридическое лицо Учреждение зарегистрировано с __.__.20__ в администрации Ичалковского района Республики Мордовия, с __.__.20__ поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № __ по Республике Мордовия. Учредителем является Администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (л.д.13).
Из копии Распоряжения главы администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от __.__.20__ № ___ видно, что за муниципальным учреждением культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия согласно акту приема-передачи на праве оперативного управления закреплено здание Дома культуры, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, являющееся собственностью Ичалковского муниципального района Республики Мордовия (л.д. 20).
Из копии акта приема-передачи имущества от __.__.20__ следует, что администрация Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в лице главы администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия Дмитриевой В.Г. передала, а муниципальное учреждение культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в лице директора указанного Учреждения Комарова А.Н. приняло на праве оперативного управления здание Дома культуры, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, общей площадью 3491 кв.м. (л.д. 21).
Из сообщения директора ГУ «Социальная защита населения по Ичалковскому району РМ» видно, что численность инвалидов - «колясочников», проживающих на территории Ичалковского района РМ, составляет 29 человек.
Согласно Распоряжению главы администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия от __.__.20__ № __ директором муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия назначен Комаров А.Н. (л.д. 22).
В судебном заседании установлено, что в здании Дома культуры, принадлежащем администрации Ичалковского муниципального района Республики Мордовия и переданном в оперативное управление муниципальному учреждению культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия, расположенном по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, находится муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека».
Вход в здание, принадлежащее ответчику на праве оперативного управления, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека», осуществляется по ступенькам, через которые коляска инвалида в помещение для получения соответствующих услуг въехать не сможет. Вход в здание не оборудован специальным доступом - пандусом и поручнями. В связи с этим, в нарушение закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации муниципальным учреждением культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия до настоящего времени не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в общественное здание - для получения услуг в области культуры, что является недопустимым. Бездействие муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по не созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих воспользоваться услугами муниципального учреждения культуры «Центральная районная библиотека», а также посетить культурно-массовые мероприятия в РДК определить невозможно, то поэтому требования прокурора района, обратившегося в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым признать незаконными в отношении неопределенного круга лиц бездействие муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившиеся в не принятии мер по оборудованию входа в здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека» по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ специальными приспособлениям - пандусом и поручнями, облегчающими доступ для получения услуг инвалидам и другим маломобильным гражданам. Необходимо возложить обязанность на ответчика в целях облегчения доступа инвалидам и другим маломобильным гражданам в здание, расположенное по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__, оборудовать вход специальными приспособлениями - пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01.07.2011.
На основании статей 88 ГПК Российской Федерации и 333.19 НК Российской Федерации с муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц бездействие муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека» по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__.
Обязать муниципальное учреждение культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия оборудовать вход в здание, где расположено муниципальное учреждение культуры «Центральная районная библиотека» по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01.07.2011.
Взыскать с муниципального учреждения культуры «Районный дом культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов