РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кемля 04 мая 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием заместителя прокурора Ичалковского района РМ Бурова А.В., представителя ответчика потребительского общества «Кемлянское» Калининой Л.М., при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-134/2-2011 по исковому заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к потребительскому обществу (ПО) «Кемлянское» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия Игнаткин И.В., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ичалковский районный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к потребительскому обществу об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.
В обоснование своего искового заявления указал, что прокуратурой Ичалковского района РМ на поднадзорной территории проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) в деятельности ПО «Кемлянское».
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги. Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов регламентированы также в Указе Президента РФ от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством РФ, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
Проверка с выходом на место показала, что вход в здание, в котором расположен магазин «Универмаг», принадлежащее Ичалковскому районному потребительскому обществу и арендуемое ПО «Кемлянское», осуществляется через лестницу и не имеет средств доступа маломобильных групп населения, а именно пандуса и опорных устройств (поручней), что нарушает вышеуказанное законодательство.
Согласно подпункту «г» п. 2.1. Договора на аренду нежилого помещения от __.__.20__ между Ичалковским районным потребительским обществом и ПО «Кемлянское» «Арендатор» обязуется производить за свой счет внутренний и внешний ремонт арендуемых помещений.
В соответствии с этим, обязанность по установке пандуса и поручней на лестнице при входе в здание, где расположен магазин «Универмаг», возлагается на арендатора данного здания, т.е. ПО «Кемлянское».
Однако, ПО «Кемлянское» не обеспечены предусмотренные федеральным законодательством возможности доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, посягает на их право, на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Отсутствие при входе в здание, где расположен магазин «Универмаг» устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих посетить указанное здание определить невозможно.
Статья 45 ГПК Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного прокурор просит суд признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия потребительского общества «Кемлянское» по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии устройств, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан в здание, где расположен магазин «Универмаг», по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ и обязать ответчика оборудовать вход в здание, в котором расположен магазин «Универмаг» пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01. 07.2011.
В судебном заседании заместитель прокурора Буров А.В. поддержал требования, указанные в исковом заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив суду, что несмотря на то, что ответчик у входа на крыльцо в магазин «Универмаг» установил пандус, однако без установки ограждения с поручнями пандус использовать по назначению не безопасно. В связи с этим ответчику вдоль пандуса следует установить внешние ограждения с поручнями согласно ГОСТу Р 51261 в срок до 01. 07.2011.
Представитель ответчика - председатель ПО «Кемлянское» Калинина Л.М. в судебном заседании исковые требования прокурора признала и пояснила, что у входа в здание, где находится магазин «Универмаг», расположенный по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ в настоящее время установлен пандус. Однако поручни не успели установить. В ближайшее время будут проводиться сварочные работы по установлению ограждения с поручнями.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон)Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов предусмотрены также в Указе Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее - СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
Указанные СНиП 35-01-2001 предусматривают, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3, пункты 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Согласно пункту 3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (пункт 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (пункт 3.32 СНиП 35-01-2001).
В силу пункта 4.5 Руководящего документа системы РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденного постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 г. № 74/51, мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры финансируются за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта Российской Федерации, города, городского района, поселка городского типа или иного поселения), а также внебюджетных источников и средств юридических и физических лиц, владеющих на правах аренды или собственности объектами социальной инфраструктуры.
Из копии акта проверки по соблюдению законодательства РФ в деятельности ПО «Кемлянское» при эксплуатации здания расположенного по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ от __.__.20__ года следует, что во время проверки соблюдения Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» было установлено, что вход в здание магазина «Универмаг» принадлежащего ответчику, осуществляется через лестницу. Условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение не созданы: отсутствует пандус и опорные устройства. Достоверность сведений изложенных в акте проверки заверены подписями представителя истца, ответчика, а также иных присутствующих лиц. На приложенных к акту фототаблиц видно вход на крыльцо магазина осуществляется с двух сторон: с одной стороны по двухступенчатой лестнице, другой - через десятиступенчатую лестницу. Перед подъемами на крыльцо пандус и поручни с ограждениями не установлены (л.д.4 - 6).
Согласно пункту 1.3 копии Устава ПО «Кемлянское» является юридическим лицом. В соответствии с пунктом 2.2 Устава общество осуществляет оптовую, розничную торговлю, в том числе путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков; производство и реализацию продуктов питания, организацию пунктов общепита; производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров и т.д. (л.д.17-30).
Копиями свидетельств о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что ПО «Кемлянское» расположено по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__. В качестве юридического лица общество зарегистрировано __.__.20__ и с указанной даты состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № __ по Республике Мордовия (л.д.7, 8, 9-16).
Из копии договора аренды нежилых помещений от __.__.20__ года видно, что потребительское общество «Кемлянское» арендует с __.__.20__ года по __.__.20__ году у «Арендодателя» Ичалковского районного потребительского общества основные средства (здания, машины, торговое оборудование), находящиеся по адресу: РМ, ___ район, с.__, ул.__, д.__. Согласно пункту 2.2 договора аренды «Арендатор» обязуется использовать арендуемые имущество исключительно по назначению…; содержать арендуемые помещения в образцовом санитарно-техническом состоянии; производить за свой счет внешний и внутренний текущий ремонт арендуемых помещений. (л.д.38 - 39).
Согласно копии постановления Совета потребительского общества «Кемлянское» № __ от __.__.20__ председателем правления ПО «Кемлянское» назначена Калинина Л.М. (л.д.31).
Из сообщения председателя ПО «Кемлянское» от __.__.20__ следует, что __.__.20__ года при входе в «Универмаг» установлен пандус. Заместителем прокурора наличие установленного ответчиком пандуса, не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что в магазине «Универмаг» принадлежащем ПО «Кемлянское» и находящемся по адресу: Республика Мордовия, ___ район, с.__, ул.__, д.__ осуществляется розничная торговля различными товарами промышленного и продовольственного назначения, в том числе инвалидам и другим гражданам, относящимся к маломобильным группам населения. Вышеуказанное здание магазина является объектом социальной инфраструктуры.
Подъем на крыльцо магазина принадлежащего ответчику, осуществляется по ступенькам, через которые коляска инвалида в помещение магазина для получения соответствующих услуг по покупке товаров въехать не сможет. В настоящее время вход на крыльцо магазина «Универмаг» оборудован специальным доступом - пандусом, однако поручни для безопасного подъема и спуска по пандусу не установлены. В связи с этим, в нарушение закона о социальной защите инвалидов в Российской Федерации ПО «Кемлянское» до настоящего времени не создало полностью надлежащие условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - в магазин для покупки различных товаров, что является недопустимым. Бездействие ответчика по не надлежащему созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие при входе специальных приспособлений- поручней, облегчающих доступ инвалидов, а также маломобильных граждан нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанного учреждения определить невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы лиц со стойким расстройством организма, количество которых, желающих воспользоваться услугами вышеуказанной организации определить невозможно, требования прокурора района, обратившегося в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению. Требования прокурора ответчиком были частично выполнены. Так на дату рассмотрения дела ответчиком для облегчения доступа инвалидов и маломобильных граждан у входа на крыльцо магазина «Универмаг» был оборудован пандус. Однако без наличия поручней с ограждениями пандус полноценно использовать по назначению не безопасно.
Ввиду изложенного суд считает необходимым признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц бездействие ПО «Кемлянское», выразившееся в не полном объеме оборудовании входа на крыльцо в магазин «Универмаг» по адресу: РМ, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ поручнями, облегчающим инвалидам и другим маломобильным гражданам доступ в магазин для получения социальных услуг по приобретению промышленных и продовольственных товаров. Необходимо возложить обязанность на ответчика у входа на крыльцо магазина «Универмаг», где установлен пандус, оборудовать ограждения с поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01.07.2011.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, указанные судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании статей 88 ГПК Российской Федерации и 333.19 НК Российской Федерации с ПО «Кемлянское» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор в связи с обращением в суд, пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к потребительскому обществу (ПО) «Кемлянское» об обязании создания беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, удовлетворить частично.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц действия ПО «Кемлянское» по допущению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, выразившихся в отсутствии специального устройства, облегчающего доступ инвалидов и маломобильных граждан в здание, где расположен магазин «Универмаг» по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__.
Обязать ПО «Кемлянское» установить у входа в здание, в котором расположен магазин «Универмаг», находящееся по адресу: Республика Мордовия, ___ муниципальный район, с.__, ул.__, д.__ ограждения споручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу Р 51261 в срок до 01.07.2011.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ичалковского района Республики Мордовия - отказать.
Взыскать с потребительского общества «Кемлянский» государственную пошлину в размере 2000(две тысячи рублей) в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов